afrasmussen19_Taiwan's Military News AgencyAnadolu via Getty Images_chinataiwan Taiwan's Military News Agency/Anadolu via Getty Images

Новое руководство ЕС должно быть единым в отношении Китая

КОПЕНГАГЕН – Внешняя политика Евросоюза вскоре обретёт новых руководителей. Хотя Урсула фон дер Ляйен, судя по всему, хорошо позиционирована, чтобы сохранить пост председателя Еврокомиссии, будут назначены новый председатель Европейского совета и новый шеф внешней политики. В наследство им достанется незавидная повестка дня, включая российское вторжение в Украину и продолжающуюся войну Израиля и ХАМАС в Газе. Однако для определения места Европы в мире наиважнейшим будет другой вопрос: как они отреагируют на возросшую агрессивность Китая.

Когда-то Европа надеялась на будущее, в котором Китай постепенно перенимает наши ценности и пользуется доверием в качестве участника международного порядка, основанного на правилах. Однако нынешняя реальность максимально далека от этих представлений. Сегодня Китай использует свой огромный промышленный потенциал для того, чтобы подрывать позиции европейского бизнеса дешёвыми товарами; он регулярно применяет свой экономический вес для наказания меньших стран, которые не выполняют желания председателя КНР Си Цзиньпина; и он оказывает президенту России Владимиру Путину экономическую и политическую поддержку, которая нужна ему для продолжения войны в Украине.

Впрочем, наибольшие тревоги вызывает перспектива кризиса в Тайваньском проливе. В мае новый президент Тайваня Уильям Лай произнёс инаугурационную речь, в которой приветствовал «новую эру, полную трудностей, но в то же время наполненную безграничной надеждой». Спустя несколько дней Китай отреагировал на это масштабными военными учениями вокруг острова. Бомбардировщики, оснащённые реальными боеприпасами, кружили вокруг воздушного пространства Тайваня, а учебные проверки гражданских кораблей стали предупреждением о готовности Китая начать удушение зависимого от импорта Тайваня. До нападения Путина на Украину Европа руководствовалась ошибочной стратегией «надеяться на лучшее», и сегодня Европа не должна повторить эту ошибку с Си Цзиньпином.

Заслуга фон дер Ляйен в том, что она заняла заметно более жёсткую позицию в отношении Китая, чем её предшественники. Она заявляла о необходимости избавления от рисков (хотя и не о разрыве связей), а также о необходимости «инструмента противодействия принуждению», который поможет противостоять китайскому экономическому шантажу. Кроме того, попытки Китая ослабить позиции европейских производителей путём предоставления огромных субсидий китайским компаниям, вызывали у неё решительный ответ. Недавно, после завершения многомесячного расследования, Еврокомиссия объявила о введении значительных пошлин на китайские электромобили.

Впрочем, несмотря на более жёсткую реакцию на китайскую экономическую угрозу, Европа остаётся расколотой и слабой, когда речь заходит о провокациях против Тайваня. Во время официальных визитов в Пекин европейские лидеры ставят краткосрочные коммерческие расчёты выше европейских ценностей и долгосрочных интересов. В прошлом году, рассуждая о напряжённости в отношениях между Китаем и Тайванем, президент Франции Эммануэль Макрон сделал вызывающее тревогу заявление, что Европа «не должна втягиваться в чужие кризисы». Между тем, согласно оценкам аналитического центра Rhodium Group, конфликт в Тайваньском проливе поставит под угрозу экономическую деятельность стоимостью более $2 трлн. Кризис в Южно-Китайском море станет кризисом и для Европы тоже.

На другой стороне Атлантики президент США Джо Байден неоднократно заявлял, что Америка будет защищать Тайвань в случае нападения Китая. Даже если Европа не сможет ответить военными средствами, её новое руководство может, по крайней мере, ясно заявить, что реакция на любые попытки Китая силой изменить статус-кво на Тайване будет сильной и единой. Ответные меры среди прочего должны включать подготовку санкций, превосходящих по своим масштабам беспрецедентные меры, введённые против России.

Secure your copy of PS Quarterly: Age of Extremes
PS_Quarterly_Q2-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: Age of Extremes

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: Age of Extremes, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Пока что Европа посылала неоднозначные сигналы о том, как она отреагировала бы на агрессию Китая. Это повышает риск ошибок в расчётах. Поскольку в Китае рост экономики гораздо больше зависит от мировых рынков, чем в России, разъяснение экономических последствий шагов, которые переходят границы, создаст мощный эффект сдерживания.

Если позволить Си Цзиньпину аннексировать Тайвань силой, тогда международный порядок, основанный на правилах, окажется в руинах. Мир, в котором правит сила, опасен для всех демократических стран. Разжигаемая Россией нестабильность быстро распространится на Азию и за её пределы.

В слабости других авторитарные правители видят возможность для себя. Подобно Путину, Си понимает лишь силу и решимость. Путин воспринял коллективную расслабленность Запада как приглашение начать брутальную войну против Украины. В следующий раз, когда китайские военные корабли окружат Тайвань, а китайские истребители будут тренировать нападение на этот остров, Европа не должна будет допустить такую же ошибку и сидеть сложа руки.

В противодействии авторитарному и агрессивному Китаю интересы Европы фундаментально совпадают с интересами США и остальных стран демократического мира. Новое руководство ЕС должно это понимать и разговаривать с Си чётким и единым голосом. Если оно это сделает, будет ещё возможна реализация мечты Тайваня о «безграничной надежде». А если нет, тогда последующие руководители ЕС столкнутся с ещё более опасной ситуацией.

https://prosyn.org/w7dExbHru