КЕМБРИДЖ – Эфиопия давно страдает от периодически повторяющегося крупномасштабного голода, в первую очередь который случился в начале 1980-х годов, когда от голода умерли по меньшей мере один миллион человек, а миллионы других были вынуждены покинуть свои дома. Однако в этом году Эфиопия впервые стала нетто-экспортером пшеницы, что является выдающимся достижением, учитывая ее уязвимость к изменению климата и кризисам продовольственной безопасности.
Хотя этому достижению способствовало множество факторов, оно в основном отражает центральную роль, которую сыграли новые технологии в преобразовании сельскохозяйственного сектора Эфиопии. За счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения устойчивости к экстремальным погодным условиям эти инновации оказались особенно полезными в регионах, сталкивающихся с усиливающимися засухами и другими климатическими рисками.
Программа “Технологии для преобразования сельского хозяйства в Африке” (TAAT), учрежденная Международным центром разработки удобрений, сыграла важную роль в широкомасштабном внедрении проверенных и высокоэффективных сельскохозяйственных технологий призванных помочь фермерам увеличить производство проса, кукурузы, риса, пшеницы и других основных продуктов питания. Благодаря повышению урожайности этих технологий площадь, отведенная под выращивание теплоустойчивых сортов пшеницы в Эфиопии, увеличилась с 5000 гектаров в 2018 году до более чем 2,2 миллиона гектаров в 2023 году, что вывело страну на путь продовольственного самообеспечения.
“Поликризисный” мир со все более нестабильными глобальными производственно-сбытовыми цепочками ускорил стремление к большей самостоятельности. Война в Украине вызвала резкий скачок цен на продовольствие в Африке: например, субиндекс цен на пшеницу в мае 2022 года достиг многолетнего максимума. Особенно сильно пострадала Эфиопия, поскольку она импортировала почти половину своей пшеницы из России и Украины. Сейчас континент лихорадит от запрета на экспорт, который Индия, крупнейший в мире экспортер риса недавно ввела в отношении некоторых сортов.
В этой сложной ситуации удивительная способность правительства Эфиопии использовать технологии для увеличения внутреннего производства и снижения рисков, связанных с чрезмерной зависимостью от импорта продовольствия, вполне может стать прорывом. Подобный прогресс, особенно в стране, которая на протяжении нескольких унизительных десятилетий находилась в аграрном кризисе, дает надежду Африке, оказавшейся на переднем крае климатического кризиса, когда отсутствие продовольственной безопасности часто становится причиной политических волнений.
Возьмем, например, тот факт, что урожайность зерновых в Африке остается на прежнем уровне 1589 килограммов с гектара, что намного ниже среднего общемирового показателя в 4153 килограмма. Причин этому много, но главная из них – хронический технологический дефицит. Отсутствие агроперерабатывающих предприятий и отраслей с высокой добавленной стоимостью является еще одним давним препятствием на пути увеличения объемов сельскохозяйственного производства и роста производительности на континенте, а также усугубляет послеуборочные потери, которые по оценкам составляют примерно 30-50% от общего объема производства продовольствия в Африке.
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Данная проблема также усугубляется ограниченным использованием удобрений на континенте и чрезмерной зависимостью от неорошаемого земледелия. В 2021 году использование удобрений составляло около 7,6 миллиона метрических тонн, что намного ниже, чем в Восточной Азии (61,9 миллиона метрических тонн) и Южной Азии (38,7 миллиона метрических тонн), а недостаток ирригационных систем и других инструментов управления водными ресурсами вызывает особую тревогу в свете ускорения темпов глобального потепления. Эти недостатки привели росту экстремального голода, при этом многие общины на континенте столкнулись с самым тяжелым продовольственным кризисом за последние 40 лет.
Однако последствия геополитических потрясений и усиление климатических рисков выходят за рамки продовольственной безопасности и создают порочный круг засух, наводнений, макроэкономической нестабильности и кризисов платежного баланса по всему континенту. Около 85% продовольствия в странах Черной Африки (SSA) импортируется, что в значительной степени обусловлено чувствительностью сельского хозяйства региона к погодным условиям. В настоящее время континент ежегодно тратит около 75 миллиардов на импорт зерновых, что приводит к истощению валютных резервов и усилению давления на обменный курс. (Большинство африканских валют резко обесценились в 2022 году, причем особенно слабым стал эфиопский быр.) Такая зависимость от импорта негативно сказывается на платежном балансе, а все более частые глобальные потрясения в сфере предложения усугубляют уязвимость региона.
В ближайшие годы расходы Африки на импорт продовольствия резко возрастут, отчасти из-за геополитических потрясений и прогнозируемого роста численности населения. Но этому всплеску также будет способствовать глобальное потепление. Согласно Глобальному индексу климатических рисков, пять из десяти стран, наиболее пострадавших от изменения климата в 2019 году, находились в странах Черной Африки, где происходит треть мировых засух, но менее 1% пахотных земель оснащено оросительными системами. По оценкам Всемирного банка, если к 2050 году глобальная температура поднимется на 2° по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем, производство сельскохозяйственных культур в странах Черной Африки снизится на 10%.
Столь мрачное предсказание вполне может сбыться. Этот год может стать самым жарким за всю историю наблюдений: температура будет примерно на 1,4°C выше средней доиндустриальной температуры. Более того, если выбросы парниковых газов продолжат расти нынешними темпами, климатические модели предсказывают дополнительное потепление на 4°C в этом столетии. Необходимость увеличения инвестиций в деятельность по смягчению последствий изменения климата и адаптацию к ним как никогда очевидна.
Столкнувшись с чрезмерной зависимостью от импорта продовольствия и неблагоприятными климатическими прогнозами, Африка должна отказаться от традиционной модели сельскохозяйственного производства на богарных землях. Следуя примеру Эфиопии, страны континента должны использовать технологии для повышения производительности сельского хозяйства и улучшения продовольственной безопасности. Для этого потребуются активные инвестиции в технологии точного земледелия, такие как ирригация с переменным расходом воды, которые позволят максимально повысить производительность в условиях ограниченных ресурсов.
Помимо водосберегающих инноваций, директивным органам следует инвестировать в высокоурожайные сорта семян, которые хорошо работают в засушливых условиях, а также в сельскохозяйственное оборудование для механизации сектора. Важное значение также будут иметь совершенствование инфраструктуры, включая ирригационные системы на солнечных батареях и цифровые технологии, позволяющие фермерам получать доступ к системам раннего оповещения и повышать эффективность.
Внедрение широкого спектра технологий для преобразования сельскохозяйственного сектора Африки позволит решить проблемы продовольственной безопасности, а также экологии и устойчивости. Такой шаг давно назрел: даже несмотря на то, что на Африку приходится более 60% необрабатываемых пахотных земель мира, ей еще предстоит извлечь выгоды от зеленой революции, которая привела к росту урожайности в других странах. Суровые реалии изменения климата и геополитических потрясений могут, наконец, создать достаточно мощные стимулы для раскрытия потенциала континента и обеспечения большей самодостаточности и устойчивости в производстве продовольствия.
To have unlimited access to our content including in-depth commentaries, book reviews, exclusive interviews, PS OnPoint and PS The Big Picture, please subscribe
In 2024, global geopolitics and national politics have undergone considerable upheaval, and the world economy has both significant weaknesses, including Europe and China, and notable bright spots, especially the US. In the coming year, the range of possible outcomes will broaden further.
offers his predictions for the new year while acknowledging that the range of possible outcomes is widening.
КЕМБРИДЖ – Эфиопия давно страдает от периодически повторяющегося крупномасштабного голода, в первую очередь который случился в начале 1980-х годов, когда от голода умерли по меньшей мере один миллион человек, а миллионы других были вынуждены покинуть свои дома. Однако в этом году Эфиопия впервые стала нетто-экспортером пшеницы, что является выдающимся достижением, учитывая ее уязвимость к изменению климата и кризисам продовольственной безопасности.
Хотя этому достижению способствовало множество факторов, оно в основном отражает центральную роль, которую сыграли новые технологии в преобразовании сельскохозяйственного сектора Эфиопии. За счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения устойчивости к экстремальным погодным условиям эти инновации оказались особенно полезными в регионах, сталкивающихся с усиливающимися засухами и другими климатическими рисками.
Программа “Технологии для преобразования сельского хозяйства в Африке” (TAAT), учрежденная Международным центром разработки удобрений, сыграла важную роль в широкомасштабном внедрении проверенных и высокоэффективных сельскохозяйственных технологий призванных помочь фермерам увеличить производство проса, кукурузы, риса, пшеницы и других основных продуктов питания. Благодаря повышению урожайности этих технологий площадь, отведенная под выращивание теплоустойчивых сортов пшеницы в Эфиопии, увеличилась с 5000 гектаров в 2018 году до более чем 2,2 миллиона гектаров в 2023 году, что вывело страну на путь продовольственного самообеспечения.
“Поликризисный” мир со все более нестабильными глобальными производственно-сбытовыми цепочками ускорил стремление к большей самостоятельности. Война в Украине вызвала резкий скачок цен на продовольствие в Африке: например, субиндекс цен на пшеницу в мае 2022 года достиг многолетнего максимума. Особенно сильно пострадала Эфиопия, поскольку она импортировала почти половину своей пшеницы из России и Украины. Сейчас континент лихорадит от запрета на экспорт, который Индия, крупнейший в мире экспортер риса недавно ввела в отношении некоторых сортов.
В этой сложной ситуации удивительная способность правительства Эфиопии использовать технологии для увеличения внутреннего производства и снижения рисков, связанных с чрезмерной зависимостью от импорта продовольствия, вполне может стать прорывом. Подобный прогресс, особенно в стране, которая на протяжении нескольких унизительных десятилетий находилась в аграрном кризисе, дает надежду Африке, оказавшейся на переднем крае климатического кризиса, когда отсутствие продовольственной безопасности часто становится причиной политических волнений.
Возьмем, например, тот факт, что урожайность зерновых в Африке остается на прежнем уровне 1589 килограммов с гектара, что намного ниже среднего общемирового показателя в 4153 килограмма. Причин этому много, но главная из них – хронический технологический дефицит. Отсутствие агроперерабатывающих предприятий и отраслей с высокой добавленной стоимостью является еще одним давним препятствием на пути увеличения объемов сельскохозяйственного производства и роста производительности на континенте, а также усугубляет послеуборочные потери, которые по оценкам составляют примерно 30-50% от общего объема производства продовольствия в Африке.
HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Данная проблема также усугубляется ограниченным использованием удобрений на континенте и чрезмерной зависимостью от неорошаемого земледелия. В 2021 году использование удобрений составляло около 7,6 миллиона метрических тонн, что намного ниже, чем в Восточной Азии (61,9 миллиона метрических тонн) и Южной Азии (38,7 миллиона метрических тонн), а недостаток ирригационных систем и других инструментов управления водными ресурсами вызывает особую тревогу в свете ускорения темпов глобального потепления. Эти недостатки привели росту экстремального голода, при этом многие общины на континенте столкнулись с самым тяжелым продовольственным кризисом за последние 40 лет.
Однако последствия геополитических потрясений и усиление климатических рисков выходят за рамки продовольственной безопасности и создают порочный круг засух, наводнений, макроэкономической нестабильности и кризисов платежного баланса по всему континенту. Около 85% продовольствия в странах Черной Африки (SSA) импортируется, что в значительной степени обусловлено чувствительностью сельского хозяйства региона к погодным условиям. В настоящее время континент ежегодно тратит около 75 миллиардов на импорт зерновых, что приводит к истощению валютных резервов и усилению давления на обменный курс. (Большинство африканских валют резко обесценились в 2022 году, причем особенно слабым стал эфиопский быр.) Такая зависимость от импорта негативно сказывается на платежном балансе, а все более частые глобальные потрясения в сфере предложения усугубляют уязвимость региона.
В ближайшие годы расходы Африки на импорт продовольствия резко возрастут, отчасти из-за геополитических потрясений и прогнозируемого роста численности населения. Но этому всплеску также будет способствовать глобальное потепление. Согласно Глобальному индексу климатических рисков, пять из десяти стран, наиболее пострадавших от изменения климата в 2019 году, находились в странах Черной Африки, где происходит треть мировых засух, но менее 1% пахотных земель оснащено оросительными системами. По оценкам Всемирного банка, если к 2050 году глобальная температура поднимется на 2° по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем, производство сельскохозяйственных культур в странах Черной Африки снизится на 10%.
Столь мрачное предсказание вполне может сбыться. Этот год может стать самым жарким за всю историю наблюдений: температура будет примерно на 1,4°C выше средней доиндустриальной температуры. Более того, если выбросы парниковых газов продолжат расти нынешними темпами, климатические модели предсказывают дополнительное потепление на 4°C в этом столетии. Необходимость увеличения инвестиций в деятельность по смягчению последствий изменения климата и адаптацию к ним как никогда очевидна.
Столкнувшись с чрезмерной зависимостью от импорта продовольствия и неблагоприятными климатическими прогнозами, Африка должна отказаться от традиционной модели сельскохозяйственного производства на богарных землях. Следуя примеру Эфиопии, страны континента должны использовать технологии для повышения производительности сельского хозяйства и улучшения продовольственной безопасности. Для этого потребуются активные инвестиции в технологии точного земледелия, такие как ирригация с переменным расходом воды, которые позволят максимально повысить производительность в условиях ограниченных ресурсов.
Помимо водосберегающих инноваций, директивным органам следует инвестировать в высокоурожайные сорта семян, которые хорошо работают в засушливых условиях, а также в сельскохозяйственное оборудование для механизации сектора. Важное значение также будут иметь совершенствование инфраструктуры, включая ирригационные системы на солнечных батареях и цифровые технологии, позволяющие фермерам получать доступ к системам раннего оповещения и повышать эффективность.
Внедрение широкого спектра технологий для преобразования сельскохозяйственного сектора Африки позволит решить проблемы продовольственной безопасности, а также экологии и устойчивости. Такой шаг давно назрел: даже несмотря на то, что на Африку приходится более 60% необрабатываемых пахотных земель мира, ей еще предстоит извлечь выгоды от зеленой революции, которая привела к росту урожайности в других странах. Суровые реалии изменения климата и геополитических потрясений могут, наконец, создать достаточно мощные стимулы для раскрытия потенциала континента и обеспечения большей самодостаточности и устойчивости в производстве продовольствия.