Portrait of a young girl.

Не оставляя ничего плохого нашим детям

СТОКГОЛЬМ – У нашего поколения есть уникальная возможность. Если мы сосредоточимся на этом, мы смогли бы стать первым поколением в истории человечества, которое не оставит своим детям ничего плохого: ни выбросов парниковых газов, ни бедности, ни потери биоразнообразия.

Это ‑ курс, который установили мировые лидеры, когда они встретились в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 25 сентября для принятия «Целей устойчивого развития» (ЦУР). Эти 17 целей находятся в широком диапазоне от уничтожения бедности и улучшения здравоохранения до защиты биосферы планеты и обеспечения энергией всего человечества. Эти цели появились в результате крупнейшего саммита в истории ООН, «Конференции Рио+20» в 2012 году, после которого были проведены самые объемные консультации, когда-либо проведенные в ООН.

В отличие от ранее принятых «Целей развития тысячелетия», которые были сосредоточены почти исключительно на развивающихся странах, новые «Цели устойчивого развития» универсальны и распространяются на все страны. Их принятие указывает на широко распространенное понимание того факта, что все страны несут ответственность за долгосрочную стабильность естественных циклов развития Земли, от которых зависит способность планеты поддерживать нас.

Действительно, ЦУРы ‑ первая рамочная структура развития, которая признает фундаментальный поворот в наших отношениях с планетой. Впервые за 4,5 миллиарда лет существования Земли основными факторами, определяющими стабильность ее систем, больше не является расстояние планеты от солнца или мощность или частота извержений вулканов; сегодня это экономика, политика и технология.

В большинстве прошлых 12 000 лет существования планеты климат Земли был относительно стабилен, и биосфера была жизнеспособна и здорова. Геологи называют этот период голоценом. Недавно мы перешли в эпоху антропоцена, намного менее предсказуемой эры, что вызвано влиянием человека на изменения окружающей среды.

Это фундаментальное изменение требует новой экономической модели. Мы больше не можем предполагать – как это доминировало в предыдущих экономических теориях – что ресурсы нашей планеты безграничны. Когда-то мы были маленьким обществом на большой планете. Сегодня, мы ‑ большое общество на маленькой планете.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

И все же «Цели устойчивого развития» не утопичны и достижимы к 2030 году. Некоторые страны, включая Данию, Финляндию, Норвегию и Швецию, уверенно движутся к достижению многих из этих целей, прогресс наблюдается и во многих других уголках по всему миру. За последние несколько десятилетий вдвое сократилась бедность. Несмотря на создание шумихи в печати, количество серьезных конфликтов сокращается. Искореняются болезни. Начинает стабилизироваться численность населения земли. Озоновый слой показывает признаки восстановления. И цифровая революция совершает переворот во всех отраслях промышленности таким образом, что они смогут принести пользу планете.

Уничтожение крайней бедности вполне в наших силах. Сегодня приблизительно 800 миллионов человек живут меньше чем на 1,25 доллара США в день. Согласно недавнему отчету Всемирного банка, приблизительно 30 % этого  населения живет в Индии, спящем гиганте на пороге индустриализации, если придать ей правильные стимулы. Бедность уменьшается и в других странах, включая Нигерию (где проживает 10 % самого бедного населения), Китай (родина 8 % самых бедных) и Бангладеш (6 %).

Главной причиной беспокойства являются обязательства богатых стран помочь развивающимся странам сократить выбросы парниковых газов по мере уничтожения бедности в этих странах. Без надлежащей помощи бедные страны рискуют сделать упор на использование угля и нефти по крайней мере для следующего поколения, подвергая всю планету опасности неконтролируемого изменения климата.

Мировые лидеры должны понять, что затраты на преобразование глобальной энергетической системы намного дешевле устранения последствий сгорания оставшегося ископаемого топлива нашей планеты. Исследование, опубликованное в этом месяце, пришло к заключению, что потребление всех остающихся углеводородов приведет к таянию всего Антарктического ледового щита, потенциально поднимая уровень моря на 58 метров. И более высокий уровень моря – это только одна потенциальная угроза. К примеру, засухи и неурожаи, которые произойдут из-за изменения климата, могут привести к серьезным конфликтам.

К счастью, есть множество доказательств, что страны и промышленность могут процветать, не оказывая влияния на изменение климата. К 2030 г. несколько стран, вероятно, освободят себя от необходимости использования ископаемых видов топлива, с возможным лидерством таких стран, как Швеция, Франция и Германия. В этих странах уменьшится загрязнение воздуха, улучшится здоровье и благосостояние людей, будет процветать экономика.

Кроме того, эти страны снизят нагрузку на биосферу. По некоторым оценкам, никогда еще жизнь на Земле не была столь разнообразна. Ценность биоразнообразия состоит в том, что оно делает наши экосистемы более жизнеспособными, что является предпосылкой для создания стабильных обществ; безответственное разрушение биоразнообразия похоже на поджог нашей спасательной лодки. Уничтожение бедности и сокращение вредных выбросов, вместе с эффективным управлением использования земли и прекращением вырубки лесов, потребует долгого времени для остановки сегодняшних тенденций и полного прекращения нанесения ущерба природе.

Такие компании, как Ikea и Unilever, лидируют в непосредственных усилиях взять на себя ответственность за климат планеты, ресурсы и экосистемы. Одна из причин состоит в том, что возрастающая осведомленность потребителей о деградации экосистемы ухудшает условия для бизнеса. В то же время все отрасли промышленности, от информационных технологий до сельского хозяйства, зависят от услуг, предоставляемых природой. Управление лесами, реками, полями и коралловыми рифами экологически рациональными способами делают их более жизнестойкими и увеличивают их способность поглощать парниковые газы, что хорошо для бизнеса.

Мы ‑ первое поколение, которое может сделать информированный выбор направления движения нашей планеты. Или мы оставляем нашим потомкам дар в виде нулевой бедности, нулевого использования ископаемого топлива и нулевой потери биоразнообразия, или мы оставляем их стоящими перед необходимостью уплаты налоговых обязательств Земле, которая может их уничтожить.

https://prosyn.org/UGuqxGhru