iyer1 KEREM YUCELAFP via Getty Images_insulin KEREM YUCELAFP via Getty Images

Инсулин принадлежит миру

АМСТЕРДАМ – После того как в 1921 году открыли инсулин, канадские ученые, совершившие этот прорыв, продали патент на свою формулу всего за 1 канадский доллар. Как сказал тогда медицинский исследователь Фредерик Бантинг, они хотели сделать его как можно более доступным, потому что “он принадлежит миру”. Спустя столетие было разработано множество улучшенных форм инсулина, обеспечивающих большую эффективность и удобство для людей, болеющих диабетом. Несмотря на это, миллионы людей все еще пытаются получить доступ к любой версии этого спасительного лекарства.

По оценкам, более полумиллиарда взрослых людей живут с диабетом, и ожидается, что к 2045 году это число достигнет почти 800 миллионов человек. У людей с диабетом 1 типа инсулин превращает смертельную болезнь в управляемое состояние. У людей с более распространенной формой 2-го типа инсулин предотвращает почечную недостаточность, слепоту и риск гангрены.

К сожалению, низкая доступность и недоступные цены означают, что каждый второй человек во всем мире, нуждающийся в инсулине для лечения диабета 2 типа, не имеет к нему доступа. Наиболее остро дефицит ощущается в странах с низким и средним уровнем дохода, где случаи заболеваемости диабетом растут угрожающими темпами.

Неспособность обеспечить равный доступ к инсулину является трагическим провалом мировой системы здравоохранения. Это предает первоначальный взгляд ученых на спасительную терапию и причиняет пациентам ненужный вред. И это продолжается, несмотря на значительный прогресс в разработке и производстве продукта в последние два десятилетия.

Поскольку инсулин превратился из инструмента для лечения диабета 1-го типа в важное средство лечения диабета 2-го типа, фармацевтические компании расширили производство и разработали новые инновационные продукты, такие как синтетические инсулины. Эти аналоги расширили возможности лечения диабета, предлагая более продолжительное действие и улучшенный контроль уровня сахара в крови между приемами пищи и в ночное время. Они могут облегчить жизнь пациентов и снизить риск опасной гипогликемии. Аналоги все чаще становятся предпочтительным выбором как врачей, так и пациентов.

Аналоги также стали неожиданной многомиллиардной долларовой удачей для трех крупнейших производителей – Eli Lilly, Novo Nordisk и Sanofi - которые контролируют более 90% мирового рынка инсулина и две трети рынка стран с низким и средним уровнем дохода. Однако в более бедных странах эти продукты практически недоступны, поэтому миллионы пациентов не могут выбрать, какой вариант лечения подходит для их медицинских нужд. И хотя истечение срока действия патентов на некоторые аналоги должно открыть двери для производства более дешевых биосимилярных версий, немногие конкурирующие производители вышли на рынок, несмотря на некоторые заметные запуски индийской компании Biocon и зарегистрированной в США компании Viatris.

Secure your copy of PS Quarterly: The Year Ahead 2025
PS_YA25-Onsite_1333x1000

Secure your copy of PS Quarterly: The Year Ahead 2025

Our annual flagship magazine, PS Quarterly: The Year Ahead 2025, has arrived. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Digital Plus now.

Subscribe Now

Недавно Всемирная организация здравоохранения приняла решение добавить аналоги инсулина длительного действия и их эквиваленты дженерики в свой Примерный перечень основных лекарственных средств – список основных продуктов, которые каждая система здравоохранения должна иметь для своих пациентов. Этот шаг мог бы стать катализатором для улучшения доступа, но только в том случае, если промышленность увеличит производство, а правительства готовы оплатить счета.

Цена остается основным фактором доступности инсулина. Несмотря на то, что у Большой Тройки производителей есть инициативы по устранению разрыва в доступе, их недостаточно для решения проблемы. В ходе одного исследования цен на инсулин, в 13 странах с низким и средним уровнем дохода были выявлены значительные расхождения и несоответствия в стоимости инсулина. В то время как некоторые страны действительно предоставляют инсулин бесплатно через свои системы общественного здравоохранения, медианная стоимость для пациентов, которые платят из своего кармана, составляет 9,36 доллара США за традиционный инсулин и 29,39 доллара США за аналог в государственных аптеках, и 9,65 доллара США за традиционный инсулин и 43,81 доллар США за аналог в частных аптеках.

Но медианные затраты могут скрыть резкий разрыв в доступности между странами. Например, пациенты в Мадхья-Прадеше, Индия, платят около 13 долларов за аналоговый инсулин гларгин в частных аптеках, тогда как пациенты в Бразилии платят в десять раз больше.

Часть проблемы заключается в том, что правительства также платят совершенно разные цены за закупку инсулина. То же исследование показало, что Индонезия платит 21,56 доллара за один фирменный аналог инсулина, тогда как Китай за тот же продукт 106,52 доллара.

Для расширения доступа к инсулину в более бедных странах, необходимо увеличить количество производителей всех типов инсулина. Следует упростить сложные и дорогостоящие процессы регулирования, с тем чтобы позволить большему количеству производителей выйти на рынок. Необходимо также реформировать государственную политику в целях расширения возможностей регулирующих органов по выдаче разрешений на биологические продукты. Аналоги часто исключаются из национальных систем возмещения, поскольку они сталкиваются с бюрократическими проволочками.

Со своей стороны, Большая тройка производителей инсулина должны делать больше для того, чтобы их продукты доходили до тех, кто в них нуждается, независимо от того, в какой части света они живут. Их текущие программы по безвозмездной передаче инсулина беднейшим слоям населения достойны восхищения, но эти компании также должны работать в целях поддержки регионального производства как традиционных, так и аналоговых инсулинов. Расширение производственных мощностей позволит обеспечить их доступность и сокращение затрат.

При наличии планов по дальнейшим улучшениям аналогов, эти изменения должны начаться сейчас. Например, новый продукт, разработанный компанией Novo Nordisk, инсулин икодек, будет приниматься один раз в неделю, а не ежедневно. Это может значительно сократить расходы пациентов и улучшить соблюдение ими прописанного режима лечения.

Подобные инновации должны быть доступны всем нуждающимся в них пациентам, а не только тем, у кого глубокие карманы, или тем, кто живет в странах с хорошо финансируемой системой здравоохранения. До тех пор, пока не будут решены хронические проблемы на рынке инсулина, многие уязвимые пациенты продолжат страдать без необходимости. Когда у каждого пациента с инсулинозависимым диабетом будет надежный доступ к недорогим препаратам, которые подходят ему лучше всего, только тогда инсулин действительно будет “принадлежать миру”.

https://prosyn.org/PFQlqpKru