6400b10346f86f380e418417_pa3369c.jpg

Голод и надежда на Африканском Роге

НАЙРОБИ. В очередной раз голод преследуют Африканский Рог. Более десяти миллионов человек борются за выживание, в основном скотоводческие общины в сверхзасушливых регионах Сомали, Эфиопии и Северной Кении. Каждый день приносит вести об очередных умерших и массивных притоках голодающих людей в лагеря беженцев в Кении, расположенные вдоль границы с Сомали.

Непосредственная причина этой катастрофы ясна: в засушливых районах Восточной Африки дождей не было уже два года. В этих местах вода настолько дефицитна, что растениеводство, в лучшем случае, маргинально. Миллионы семей с десятками миллионов людей, которые ведут кочевой или полукочевой образ жизни, выращивают верблюдов, овец, коз и других домашних животных, которых они перемещают на большие расстояния, чтобы добраться до пастбищ, напоенных дождями. Когда дожди не идут, трава сохнет, скот погибает и общины сталкиваются с голодом.

Скотоводство долгое время было мучительным способом существования в Африканском Роге. Расположение обеспечивающих выживание пастбищ определяется неустойчивыми и в значительной степени непредсказуемыми дождями, а не политическими границами. И все же мы живем в эпоху, когда политические границы, а не жизни скотоводов, являются неприкосновенными. Эти границы, а также растущее население оседлых фермеров, зажали скотоводческие общины.

Политические границы являются наследием колониальной эпохи, а не результатом культурных реалий и экономических потребностей. В Сомали, например, проживает только часть скотоводов, которые говорят на сомалийском языке, их большое количество также проживает по другую сторону границы в Кении и Эфиопии. В результате граница между Эфиопией и Сомали была местом военных действий на протяжении десятилетий. 

Массивная засуха в этом году не была явно предсказуемой, но риск голода можно было легко предусмотреть. Так два года назад во время встречи с президентом США Бараком Обамой я описал уязвимость засушливых земель Африки. Когда там перестают идти дожди, начинаются войны. Я показал Обаме карту из моей книги «Общее благосостояние» (Common Wealth), на которой отображены совпадения засушливых районов и зон конфликтов. Я указал ему на то, что регион остро нуждается в стратегии развития, а не в военном подходе.

Обама ответил, что Конгресс США не поддержит значительные усилия по развитию засушливых земель. Он сказал: «Найдите мне дополнительных 100 голосов в Конгрессе».

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

Я не знаю, нашло ли руководство Обамы эти голоса, но я действительно знаю, что США так и не сделали усилий на государственном уровне, чтобы эффективно отреагировать на потребности Африканского Рога. США слишком сосредоточены на дорогих и неэффективных военных подходах – будь то в Афганистане, Пакистане, Йемене или Сомали – чтобы обратить внимание на долгосрочные стратегии экономического развития, направленные на устранение коренных причин текущего кризиса в этих странах.

Засуха в этом году пришлась на время политических и экономических потрясений, как в США, так и в Европе. Искаженная политическая система Америки дает богатым все, что они хотят, в форме снижения налогов, в то время как программы для бедных сокращаются. У Вашингтона, округа Колумбия, нет заинтересованности в удовлетворении потребностей бедных Америки и тем более потребностей бедных мира.

В Европе глобальный финансовый кризис 2008 года оставил в наследство глубокий политический и экономический кризис в более слабых экономиках Южной Европы. Этот кризис поглотил почти все политическое внимание Европейского Союза этого года, несмотря на то что проблема голода в Африке усугубилась.

Разворачивающаяся катастрофа в Африканском Роге не разрешится сама по себе, и четыре фактора делают ситуацию потенциально взрывоопасной. Во-первых, долговременные, вызванные человеком изменения климата, кажется, приносят все больше засух и неустойчивости климата. США и Европа не только не способны ответить на засуху в Африке, но они, вероятно, даже способствовали ей посредством своих выбросов парниковых газов.

Во-вторых, уровень рождаемости и рост населения в Африканском Роге продолжает оставаться чрезвычайно высоким, несмотря на то что дети погибают от голода. До тех пор, пока не будет применено современное планирование семьи наряду с современной контрацепцией, увеличивающееся население в Африканском Роге будет сталкиваться с более жестким климатом в будущем. В-третьих, регион уже живет в крайней нищете, поэтому негативные потрясения подталкивают его к катастрофе. И, наконец, региональная политика крайне неустойчива, оставляя Рог чрезвычайно уязвимым перед конфликтами.

Однако еще есть реалистичная надежда. Проект Millennium Villages (деревни тысячелетия), которым я имею честь помогать руководить, показал, что скотоводческие общины можно укрепить посредством целевых инвестиций в животноводство, ветеринарное обслуживание, развитие бизнеса, передвижные медпункты, школы-интернаты, а также местную инфраструктуру, такую как безопасные источники воды, внесетевое электричество и мобильную телефонию. Новейшие технологии, наряду с сильным руководством сообществ могут разблокировать долгосрочное устойчивое сотрудничество.

Сейчас страны Африканского Рога делают шаг вперед, чтобы помочь самим себе посредством этого подхода. Шесть стран в регионе с большими засушливыми регионами – Эфиопия, Сомали, Кения, Уганда, Джибути и Южный Судан – объединили свои усилия в «Инициативе засушливых земель», чтобы использовать передовой опыт и технологии для поддержания усилий своих сообществ скотоводов по выходу из бедствий крайней нищеты и голода. Многие компании, такие как Ericsson, Airtel, Novartis и Sumitomo Chemical, принимают участие в этой работе, делая свои технологии доступными для бедных сообществ скотоводов.

Новое региональное партнерство начинает распространяться, начиная с пострадавших сообществ и их национальных правительств. Несколько стран Аравийского полуострова, через Красное море от Рога, также показывают поощрительную готовность использовать свои доходы от нефти для облегчения чрезвычайной ситуации и долговременного развития. Банк исламского развития, представляющий 57 членов Организации исламского сотрудничества, также проявляет лидерство. Посредством этого нового партнерства сообществ, правительств, деловых кругов и ученых нынешний кризис еще может ознаменовать начало регионального восстановления и развития.

https://prosyn.org/InclxQeru