ekue1_Peter DazeleyGettyImages_green_jar_coins Peter Dazeley/Getty Images

Как организовать зелёные инвестиции для наиболее нуждающихся

ЛОМЕ/БОГОТА – Разрушительный эффект глобального потепления у всех на виду. В Амазонии свирепствуют неконтролируемые пожары. Острова Тихого океана рискуют оказаться под водой из-за повышения уровня моря. В Африке становятся более частыми и интенсивными засухи и наводнения, а в Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии – ураганы и тайфуны. Страны, которые больше всех страдают от климатического кризиса (почти все они – на Глобальном Юге), занимают последние места в мире по объёмам выбросов парниковых газов. Помочь этим странам обрести устойчивость – это не вариант действий, а императив.

Конференция ООН по изменению климата (COP29), проходившая в Баку (Азербайджан), завершилась утверждением «Новой коллективной количественной цели» (NCQG) климатического финансирования. Развитые страны обязались выделять не менее $300 млрд в год, при этом все участники согласились увеличить государственное и частное финансирование для развивающихся стран – до $1,3 трлн ежегодно к 2035 году. Понятно, что Бакинское соглашение было встречено скептически, но у нас нет иного выбора, кроме как направить все силы на достижение этих целей.

Государственные банки развития, а особенно 27 членов Международного клуба финансирования развития (IDFC, мы являемся его сопредседателями) и члены более широкой сети «Finance in Common», будут играть ключевую роль в достижении этих целей. Члены клуба IDFC представляют развитые и развивающиеся страны, что обеспечивает баланс мнений. Помимо вопроса о достаточности сумм, согласованных в Баку, мы считаем, что одна из проблем финансирования климатических действий связана с их эффективностью. Высокое качество финансируемых проектов и их соответствие Парижскому климатическому соглашению – это то, что позволит членам IDFC и другим госбанкам развития внести максимальный вклад в переход к устойчивой экономике.

Впрочем, есть даже более серьёзная задача (особенно в мире, где усиливается фрагментация): как задействовать всю мощь мировой финансовой системы на борьбу с изменением климата. Уже недостаточно просто увеличивать зелёные инвестиции с учётом нужд стран с низкими и средними доходами. Целью должно стать перенаправление все финансовых потоков на зелёный переход в рамках «Шарм-эш-Шейхского диалога».

Для достижения этой цели придётся преодолеть три препятствия. Во-первых, мы следует прекратить финансирование проектов и отраслей, которые усугубляют глобальное потепление. Это колоссальная задача, учитывая, что большинство финансовых потоков по-прежнему не соответствуют целям Парижского соглашения. Во-вторых, мы должны отреагировать на нужды климатически наиболее уязвимых стран, где меры борьбы с изменением климата и адаптации к нему хронически недофинансируются. Наконец (и это, пожалуй, самое главное), нам нужно радикально перестроить мировую финансовую архитектуру.

Столь системная трансформация потребует тесного сотрудничества государственных и частных структур. Важную роль должны сыграть госбанки развития. У них есть уникальные возможности ускорить перемены, влияя на государственную политику, укрепляя местный потенциал, поддерживая зелёный переход в конкретных отраслях, создавая условия для привлечения частного капитала. Эти средства нужны, чтобы сократить разницу между суммой обязательств, объявленных в Баку, и огромными суммами инвестиций, требуемых для борьбы с изменением климата и адаптации к нему в развивающихся странах.

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription
PS_Sales_Winter_1333x1000 AI

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription

At a time of escalating global turmoil, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided.

Subscribe to Digital or Digital Plus now to secure your discount.

Subscribe Now

Хотя члены клуба IDFC много инвестируют в глобальный энергопереход, их величайшим активом, вероятно, является способность менять национальные и региональные финансовые системы. Поддержка работы над амбициозными национальными климатическими программами, помощь бизнесу и населению в реализации их планов зелёного перехода, укрепление потенциала локальных финансовых учреждений – всё это создаёт мультипликативный эффект большего масштаба, чем любые объёмы прямых расходов.

Чтобы раскрыть этот потенциал, надо выполнить несколько условий. Во-первых, нужно усилить мандаты и бизнес-модели всех госбанков развития в соответствии с поставленными задачами. Всем банкам развития – многосторонним, национальным и субнациональным – нужно средства, чтобы действовать, а значит, надо расширить их капитальную базу и облегчить доступ к льготным ресурсам. Последнее, но не менее важное: мы должны разработать глобальную систему отчётности с классификацией финансовых потоков по уровню их вклада в переход к зелёной экономике. Это позволит банкам развития работать системно и скоординированно.

Эти подходы выходят за рамки традиционного климатического финансирования. Да, надо будет и дальше отслеживать непосредственный эффект климатического финансирования, гарантируя его соответствие Парижскому соглашению. Но, помимо этого, мы должны создавать новые инструменты, помогающие выявлять и поощрять финансирование, которое мы называем «трансформационным». Речь идёт о мерах, которые благодаря системному характеру или стимулирующему эффекту помогают перенаправить гораздо более крупные финансовые потоки на климатические действия. В их числе устранение рыночных барьеров, подготовка проектов для финансирования и другие меры, ведущие к структурным изменениям.

Чрезвычайная климатическая ситуация требует мобилизации всей финансовой системы. Госбанки развития лидируют на этом фронте, но они не могут в одиночку разрабатывать всесторонние системы и ставить амбициозные цели. Решения существуют. Мы должны воспользоваться ими, пока не стало слишком поздно.

https://prosyn.org/ZoV95guru