watkins18_OZAN KOSEAFP via Getty Images_educationschoolturkeyrefugees Ozan Kose/AFP via Getty Images

Как достичь «Целей устойчивого развития»

ЛАГОС – Отправляясь в Давос на ежегодный Всемирный экономический форум, мировые политические и бизнес-лидеры должны задать себе один большой вопрос: сумеет ли мир достичь амбициозных «Целей устойчивого развития» (ЦУР) к 2030 году? Или же программа ЦУР, включающая задачи по ликвидации крайней нищеты и предотвратимой детской смертности, повышению образовательного потенциала и предотвращения климатической катастрофы, присоединится к длинному списку обещаний, которые с энтузиазмом поддерживались, но остались невыполненными?

Тех, кто разочарован уровнем прогресса, достигнутым к началу нового десятилетия в рамках ЦУР, может утешить гарвардский психолог Стивен Пинкер. Опираясь на центральные идеи своей известной книги «Просвещение сегодня» и привычный арсенал статистических данных о человеческом прогрессе, Пинкер предлагает оптимистичный вывод: «Прогресс [на пути к ЦУР] продолжается. Маловероятно, что произойдёт внезапный разворот вспять».

Он прав – в определённой степени. После 2000 года произошло экстраординарное улучшение индикаторов человеческого развития. Бедность сокращалась исторически беспрецедентными темпами: доля мирового населения, живущего менее чем на $1,90 в день, упала с 28% до 10%. Для детей, родившихся в Африке, риск умереть, не дожив до пятилетия, снизился вдвое, что позволило спасти миллионы юных жизней. Радикально снизилось количество детей, не посещающих школу, и одновременно уменьшаются гендерные разрывы в получении школьного образования. Более 1,6 млрд человек получили доступ к чистой питьевой воде. Все эти достижения опровергают пессимизм, который часто свойственен общественным дискуссиям о программах помощи и международного развития.

И всё это хорошо. Но здесь есть тонкость: если в следующие десять лет прогресс будет таким же, как в минувшем десятилетии, тогда мир окажется катастрофически далёк от выполнения целей 2030 года.

Взгляните на показатели выживаемости дети. При сохранении нынешних тенденций в 2030 году умрут более четырёх миллионов детей. Почти все эти смерти можно предотвратить, улучшив питание и элементарную медицинскую помощь. Но прогресс на пути к искоренению проблемы недостаточного питания, которая является одной из причин половины детской смертности в мире, невероятно медленен, а миллионы детей продолжают жить вне досягаемости систем здравоохранения. На сегодня главным инфекционным убийцей детей является пневмония, которая уносит одну жизнь каждые 40 секунд. Эта болезнь предотвратима благодаря вакцинации, и её можно вылечить простыми антибиотиками (которые стоят менее $0,50) и кислородом. Тем не менее, показатели смертности снижаются слишком медленно.

Такой же зияющий провал наблюдается между текущими тенденциями и целями 2030 года в сфере образования. Правительства обязались гарантировать всеобщее среднее школьное образование и повысить качество обучения, однако сегодня остановился прогресс даже на пути к всеобщему начальному образованию. В мировой экономике, которая всё активней опирается на знания, ограниченный доступ к образованию в сочетании с очень плохими результатами обучения оставит миллиард детей без навыков, необходимых им для процветания. А ведь именно эти навыки нужны их странам, чтобы стимулировать динамичный и инклюзивный рост.

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99
BF2024-Onsite-1333x1000

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99

Subscribe now to gain access to insights and analyses from the world’s leading thinkers – starting at just $34.99 for your first year.

Subscribe Now

Что касается борьбы с нищетой, то, несмотря на все успехи, достигнутые показатели не могут гарантировать будущие результаты. Темпы прогресса замедлились, а цель ликвидировать крайнюю нищету к 2030 году становится недостижимой. Это вызвано в основном медленными темпами роста экономики, неравенством и демографическими трендами в странах Африки южнее Сахары, где растёт число людей, живущих в нищете. По прогнозам Института зарубежного развития (ODI), в 2030 году более 300 млн африканских детей будут жить ниже уровня бедности ($1,90 в день) – доля этих детей в числе нищих жителей мира превысит половину.

Призрак изменения климата столь же явно угрожает перспективам ЦУР, как и тающим снегам вокруг Давоса. Парижское климатическое соглашение 2015 года стало обещанием согласованных международных действий по ограничению глобального потепления, однако прошедшая в декабре конференция по изменению климата (СОР25) в Мадриде стала образцовым примером инертных подходов. Растёт разрыв в объёмах выбросов парниковых газов – между теми, что обеспечивает нынешняя политика, и тем, что необходимы для недопущения глобального потепления выше 1,5º по Цельсию. Основное бремя последствий потепления несёт на себе беднейшее и наиболее уязвимое население мира, что показали недавние засухи в Замбии и странах Африканского Рога.

Нынешнее десятилетие – это точка невозврата для климатической катастрофы. Если мы не сможем установить цену на углерод и вытеснить его из мировой экономики; защитить природные системы, улавливающие углерод; и – что критически важно – защитить беднейшее население мира от последствий глобального потепления, ставшего необратимым, тогда темпы прогресса в сфере сокращения нищеты, а также улучшения питания и здоровья, сначала замедлятся, а затем остановятся и повернутся вспять.

Мы не можем позволить, чтобы огромные масштабы этих проблем привели к пассивному смирению с неизбежным провалом ЦУР. И мы не должны терпеливо относиться к тому парализующему спокойствию, которое сегодня характерно для встреч, подобных форуму в Давосе, собраниям Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также саммитам ООН. Альтернативы нет.

Ничто не вернёт цели ЦУР в пределы досягаемости с большим успехом, чем конкретные усилия по сокращению социального неравенства, которое сегодня является тормозом на пути прогресса. Можно привести один пример: сокращение разницы в уровне смертности между детьми, входящими в число 20% богатейшего и 20% беднейшего населения мира, позволит спасти более двух миллионов жизней в период до 2030 года. Для этого нужны дальнейшие инвестиции в программы всеобщего охвата услугами здравоохранения, в выравнивание государственных расходов и предоставляемых услуг, а также в повышение внимания к болезням, которые убивают детей из беднейших групп населения.

Повышение равенства – это ракетное топливо для достижения ЦУР. Вместо туманных заявлений, что «никто не должен остаться позади», правительствам следует отчитываться о том, как быстро они сокращают неравенство.

Критическую роль должны сыграть международные действия. В январе организация «Спасти детей», ЮНИСЕФ и другие партнёры проведут глобальный форум, посвященный пневмонии, с целью расширить доступ к мерам, спасающим жизни. Ближе к концу года Великобритания и Япония будут принимать глобальные саммиты по климату и борьбе с недостаточным питанием (соответственно). Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун (сейчас специальный посланник ООН по вопросам глобального образования) выдвинул предложение создать новый международный механизм финансирования, который позволил бы увеличить расходы на образование на $10 млрд. Все эти инициативы открывают реальные возможности.

Активизация работы над ЦУР сократит разрыв между теми условиями жизни, которых мы можем достичь, и тем миром, который мы сегодня терпим. Нам нужна умная политика, новые партнёры и смелые кампании. Успех не гарантирован, но бездействовать просто нельзя.

https://prosyn.org/R0vW85Sru