Эти новости со всего мира привлекают внимание к колоссальной проблеме, масштабы и серьёзность которой будут лишь нарастать. Однако нигде меры охлаждения не являются такими неотложными, как в наших городах, где улицы, здания, предприятия и транспорт способны к концу века повысить температуру на катастрофические 4° по Цельсию, что создаёт наибольший риск для беднейшего населения планеты.
Поиск решений уже начался, но пока что идёт не в полную силу. В прошлом году во время Конференции ООН по изменению климата (COP26) «Коалиция по охлаждению», партнёрство из 120 организаций под эгидой Программы ООН по окружающей среде (в него входит также Институт Роки-Маунтин – RMI), опубликовала всеобъемлющее руководство по охлаждению городов устойчивым образом. А в мае в Давосе «Коалиция по охлаждению» совместно с Центром устойчивости Фонда Рокфеллер и Эдриенн Аршт запустили онлайн-платформу «Меры против жары», которая помогает властям и планировщикам находить наиболее подходящие для них решения.
Чтобы действовать на опережение, городским властям надо будет принимать множество мер, в том числе улучшать планирование городов. Для направления холодного воздуха в города составителям планов и девелоперам следует ориентировать улицы и высоту зданий в соответствии с доминирующей розой ветров, а также более стратегически размещать зелёные и водные пространства. Они могут создавать более тенистые коридоры движения для пешеходов и велосипедистов, а также планировать более разнообразные городские кварталы смешанного использования, которые используют эффективные системы охлаждения (и привлекают меньше дорожного движения, создающего жару).
Значительных улучшений можно добиться, высаживая больше деревьев в бетонных джунглях. Городские леса и парки могут быть на 7°C холоднее, чем городские зоны без деревьев, а улицы с деревьями могут быть на 3°C холоднее, чем улицы без них. От Фритауна и Афин до Мельбурна и Милана – города мира уже активно пользуются городской природой в качестве механизма охлаждения, который одновременно помогает бороться со штормами, улавливает углерод, повышает биоразнообразие, даёт возможность отдохнуть.
Ещё одна очевидная мера – сменить дорожное покрытие в наших городах, чтобы оно отталкивало тепло, а не абсорбировало его. Типичная асфальтовая дорога абсорбирует до 95% попадающего на неё солнечного света, а бетонные дороги и тротуары абсорбируют до 75%. Эти жаркие покрытия непропорционально сильно вредят тем, кто работает на улице, а также тем, у кого нет личного транспорта, и бедноте, живущей в районах, где господствуют такие материалы. Применяя стройматериалы более светлых цветов, которые могут улучшить отражательную способность покрытий всего на 10%, мы можем снизить их температуру на 5°C. Такое снижение потенциально способно спасти жизни.
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Не менее важно улучшать качество зданий. Охлаждать кондиционерами плохо спроектированное здание – это всё равно что лить воду из крана в дырявое ведро. Напротив, хорошо спроектированные здания могут полностью минимизировать потребности в кондиционировании воздуха. Например, отражающие «холодные крыши» светлой окраски стоят недорого и способны отражать до 90% попадающей на них тепловой энергии. Это позволяет добиться огромной разницы даже там, где другие меры невозможно реализовать, например, в секторе неформального жилья.
Пассивные меры повышения эффективности зданий, в том числе ориентация, изоляция, повышение отражательной способности, создание теней, вентиляция, не являются новостью. Но мы должны утверждать более амбициозные строительные кодексы и стандарты эксплуатационных показателей, а также вкладывать средства в создание институционального потенциала, необходимого для контроля за их соблюдением.
Кроме того, кондиционирование воздуха (в тех случаях, когда оно всё же используется) можно сделать более благоприятным для климата. Сегодня кондиционеры – это одновременно важный фактор повышения производительности и крупный источник жары и загрязнений в городах. Согласно расчётам, к 2050 году кондиционеры будут потреблять столько же энергии, сколько сегодня потребляет экономика США, Германии и Японии вместе взятых. Наиболее популярный холодильный агент, который в них используется, является почти в 2000 раз более мощным фактором глобального потепления, чем углекислый газ. Соответственно, регуляторы должны вводить стандарты, которые уберут с рынка кондиционеры с худшими эксплуатационными показателями; а государственному и частному сектору надо будет вместе работать над маркетинговыми кампаниями, финансовыми решениями и стимулами, чтобы подталкивать покупателей к приобретению продукции, благоприятной для климата.
Службы городского планирования и девелоперы должны также задуматься о районных охладительных системах, обслуживающих множество зданий с помощью одной холодильной станции. Поскольку такие системы обеспечивают эффективность за счёт масштабов и не нагревают городской воздух так же, как индивидуальные кондиционеры, именно они должны стать базовым техническим решением в крупных новых проектах коммерческого и смешанного характера, в жилых комплексах и кампусах.
Наконец, в некоторых городах властям следует задуматься о вариантах экстренной помощи наиболее уязвимым группам населения. Как шутят в Индии, болливудские фильмы такие длинные потому, что режиссёры хотят дать людям шанс побыть четыре часа в кинотеатрах с кондиционерами. Но как показала убийственная волна жары этой весной, ценность прохладных мест уже перестала быть шуткой.
Города в зонах с экстремальной жарой должны инвестировать средства в создание различных общественных пространств, доступных наиболее уязвимым группам населения, когда жара и влажность превышают порог выживаемости. Это могут быть кинотеатры, торговые центры, школы, молитвенные дома, бассейны, парки, транспортные хабы, специальные центры охлаждения. Резервные генераторы, питьевая вода, медикаменты, просветительские материалы о жаре и здоровье, обученный персонал – всё это могло бы сделать подобные пространства ещё более полезными в чрезвычайных ситуациях.
Экстремальная жара является, наверное, самым важным вопросом климатической справедливости, стоящим перед нами. Из 1,7 млрд горожан, которые сегодня страдают от экстремальной жары, большинство живут в быстрорастущих городах в бедных странах. У большинства из них нет доступа к кондиционируемым зданиям или автомобилям, которые в развитых странах считаются некой данностью. Ликвидация этого неравенства должна стать одним из главных глобальных приоритетов. Коалиция по охлаждению сейчас приступает к работе в Индии, где правительство уже разработало первый в мире национальный план мер по охлаждению, а руководители штатов и городов глубоко заинтересованы в борьбе с угрозой экстремальной жары.
Однако нужно делать больше. Создание «Глобального энергетического альянса для людей и планеты» с капиталом в $10 млрд показало, что международное сообщество всё же способно мобилизоваться ради крупных усилий по смягчению последствий изменений климата и адаптации к нему. Развитие возобновляемой энергетики и улучшение доступа к электроэнергии из чистых источников остаются жизненно важными целями. Однако не менее срочным приоритетом стало формирование устойчивости к жаре и внедрение устойчивых решений для охлаждения. Мы обязаны начать действовать сейчас, чтобы помочь охладить наши самые жаркие города.
To have unlimited access to our content including in-depth commentaries, book reviews, exclusive interviews, PS OnPoint and PS The Big Picture, please subscribe
At the end of a year of domestic and international upheaval, Project Syndicate commentators share their favorite books from the past 12 months. Covering a wide array of genres and disciplines, this year’s picks provide fresh perspectives on the defining challenges of our time and how to confront them.
ask Project Syndicate contributors to select the books that resonated with them the most over the past year.
ВАШИНГТОН – Экстремальная жара нашла своё «место под солнцем». Заголовки новостей в этом году такие же безжалостные, как и температура: «Испания страдает от волны рекордной жары», «Убийственная волна жары в Южной Азии», «Техас побил рекорд жары», «А можно ли теперь вообще называть убийственную жару “экстремальной”»?
Эти новости со всего мира привлекают внимание к колоссальной проблеме, масштабы и серьёзность которой будут лишь нарастать. Однако нигде меры охлаждения не являются такими неотложными, как в наших городах, где улицы, здания, предприятия и транспорт способны к концу века повысить температуру на катастрофические 4° по Цельсию, что создаёт наибольший риск для беднейшего населения планеты.
Поиск решений уже начался, но пока что идёт не в полную силу. В прошлом году во время Конференции ООН по изменению климата (COP26) «Коалиция по охлаждению», партнёрство из 120 организаций под эгидой Программы ООН по окружающей среде (в него входит также Институт Роки-Маунтин – RMI), опубликовала всеобъемлющее руководство по охлаждению городов устойчивым образом. А в мае в Давосе «Коалиция по охлаждению» совместно с Центром устойчивости Фонда Рокфеллер и Эдриенн Аршт запустили онлайн-платформу «Меры против жары», которая помогает властям и планировщикам находить наиболее подходящие для них решения.
Чтобы действовать на опережение, городским властям надо будет принимать множество мер, в том числе улучшать планирование городов. Для направления холодного воздуха в города составителям планов и девелоперам следует ориентировать улицы и высоту зданий в соответствии с доминирующей розой ветров, а также более стратегически размещать зелёные и водные пространства. Они могут создавать более тенистые коридоры движения для пешеходов и велосипедистов, а также планировать более разнообразные городские кварталы смешанного использования, которые используют эффективные системы охлаждения (и привлекают меньше дорожного движения, создающего жару).
Значительных улучшений можно добиться, высаживая больше деревьев в бетонных джунглях. Городские леса и парки могут быть на 7°C холоднее, чем городские зоны без деревьев, а улицы с деревьями могут быть на 3°C холоднее, чем улицы без них. От Фритауна и Афин до Мельбурна и Милана – города мира уже активно пользуются городской природой в качестве механизма охлаждения, который одновременно помогает бороться со штормами, улавливает углерод, повышает биоразнообразие, даёт возможность отдохнуть.
Ещё одна очевидная мера – сменить дорожное покрытие в наших городах, чтобы оно отталкивало тепло, а не абсорбировало его. Типичная асфальтовая дорога абсорбирует до 95% попадающего на неё солнечного света, а бетонные дороги и тротуары абсорбируют до 75%. Эти жаркие покрытия непропорционально сильно вредят тем, кто работает на улице, а также тем, у кого нет личного транспорта, и бедноте, живущей в районах, где господствуют такие материалы. Применяя стройматериалы более светлых цветов, которые могут улучшить отражательную способность покрытий всего на 10%, мы можем снизить их температуру на 5°C. Такое снижение потенциально способно спасти жизни.
HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Не менее важно улучшать качество зданий. Охлаждать кондиционерами плохо спроектированное здание – это всё равно что лить воду из крана в дырявое ведро. Напротив, хорошо спроектированные здания могут полностью минимизировать потребности в кондиционировании воздуха. Например, отражающие «холодные крыши» светлой окраски стоят недорого и способны отражать до 90% попадающей на них тепловой энергии. Это позволяет добиться огромной разницы даже там, где другие меры невозможно реализовать, например, в секторе неформального жилья.
Пассивные меры повышения эффективности зданий, в том числе ориентация, изоляция, повышение отражательной способности, создание теней, вентиляция, не являются новостью. Но мы должны утверждать более амбициозные строительные кодексы и стандарты эксплуатационных показателей, а также вкладывать средства в создание институционального потенциала, необходимого для контроля за их соблюдением.
Кроме того, кондиционирование воздуха (в тех случаях, когда оно всё же используется) можно сделать более благоприятным для климата. Сегодня кондиционеры – это одновременно важный фактор повышения производительности и крупный источник жары и загрязнений в городах. Согласно расчётам, к 2050 году кондиционеры будут потреблять столько же энергии, сколько сегодня потребляет экономика США, Германии и Японии вместе взятых. Наиболее популярный холодильный агент, который в них используется, является почти в 2000 раз более мощным фактором глобального потепления, чем углекислый газ. Соответственно, регуляторы должны вводить стандарты, которые уберут с рынка кондиционеры с худшими эксплуатационными показателями; а государственному и частному сектору надо будет вместе работать над маркетинговыми кампаниями, финансовыми решениями и стимулами, чтобы подталкивать покупателей к приобретению продукции, благоприятной для климата.
Службы городского планирования и девелоперы должны также задуматься о районных охладительных системах, обслуживающих множество зданий с помощью одной холодильной станции. Поскольку такие системы обеспечивают эффективность за счёт масштабов и не нагревают городской воздух так же, как индивидуальные кондиционеры, именно они должны стать базовым техническим решением в крупных новых проектах коммерческого и смешанного характера, в жилых комплексах и кампусах.
Наконец, в некоторых городах властям следует задуматься о вариантах экстренной помощи наиболее уязвимым группам населения. Как шутят в Индии, болливудские фильмы такие длинные потому, что режиссёры хотят дать людям шанс побыть четыре часа в кинотеатрах с кондиционерами. Но как показала убийственная волна жары этой весной, ценность прохладных мест уже перестала быть шуткой.
Города в зонах с экстремальной жарой должны инвестировать средства в создание различных общественных пространств, доступных наиболее уязвимым группам населения, когда жара и влажность превышают порог выживаемости. Это могут быть кинотеатры, торговые центры, школы, молитвенные дома, бассейны, парки, транспортные хабы, специальные центры охлаждения. Резервные генераторы, питьевая вода, медикаменты, просветительские материалы о жаре и здоровье, обученный персонал – всё это могло бы сделать подобные пространства ещё более полезными в чрезвычайных ситуациях.
Экстремальная жара является, наверное, самым важным вопросом климатической справедливости, стоящим перед нами. Из 1,7 млрд горожан, которые сегодня страдают от экстремальной жары, большинство живут в быстрорастущих городах в бедных странах. У большинства из них нет доступа к кондиционируемым зданиям или автомобилям, которые в развитых странах считаются некой данностью. Ликвидация этого неравенства должна стать одним из главных глобальных приоритетов. Коалиция по охлаждению сейчас приступает к работе в Индии, где правительство уже разработало первый в мире национальный план мер по охлаждению, а руководители штатов и городов глубоко заинтересованы в борьбе с угрозой экстремальной жары.
Однако нужно делать больше. Создание «Глобального энергетического альянса для людей и планеты» с капиталом в $10 млрд показало, что международное сообщество всё же способно мобилизоваться ради крупных усилий по смягчению последствий изменений климата и адаптации к нему. Развитие возобновляемой энергетики и улучшение доступа к электроэнергии из чистых источников остаются жизненно важными целями. Однако не менее срочным приоритетом стало формирование устойчивости к жаре и внедрение устойчивых решений для охлаждения. Мы обязаны начать действовать сейчас, чтобы помочь охладить наши самые жаркие города.