2016 presidential candidates Wikimedia Commons

Выборы в Америке по принципу «А почему бы нет?»

ВАШИНГТОН – Те, кто пытается найти смысл в нынешней предвыборной президентской гонке в США, могут не беспокоиться. Никакого смысла в ней нет. В новейшей истории это самое странное соревнование за высший пост в государстве, и не только из-за большого числа кандидатов – сейчас их уже 14, а еще два-три могут присоединиться в ближайшее время, – но и из-за качеств этих кандидатов.

Претендентам на должность президента обычно задают такой вопрос: «Почему вы решили участвовать в выборах?». «А почему бы нет?» – именно такой ответ, похоже, можно получить в этом году. Если человек не очень дорожит своим достоинством, то, приняв участие в выборах, он потеряет немного, зато многое выиграет. Проигранная, пусть даже самая ужасная, президентская кампания, позволит кандидату повысить расценки на публичные выступления, заключить выгодные контракты на издание книг и участие в телепрограммах. Ньют Гингрич и Майк Хакаби не смогли добиться номинации от Республиканской партии, но оба уже гарантировали себе места в ток-шоу на кабельных каналах.

Что касается демократов, то вопрос, которым сейчас задаются в политических кругах, касается не перспектив победы Хиллари Клинтон в процедуре номинации, а перспектив ее поражения: сможет ли она проиграть? И ответ на этот вопрос – «да». В том смысле, что всякое бывает. Никто, из тех, кого я знаю, не думает, что она действительно сможет так жестко оступиться. Тем не менее, Клинтоны знамениты своей склонностью к неожиданным, неприятным сюрпризам (скандалам и скандальчикам), с тех пор как они впервые появились на государственной сцене четверть века назад. Именно поэтому многие демократы поддерживают ее без энтузиазма.

Берни Сандерс, представляющийся социалистом, внушает энтузиазм. Сандерс поймал левую волну в политике демократов и, хотя многие из его предложений не способны пройти испытание жесткими вопросами (например, как он собирается финансировать свои планы всеобщего бесплатного обучения в колледжах?), ему до сих пор удавалось избежать серьезных споров по этому поводу.

Главное преимущество Сандерса в том, что он кажется настоящим – кандидатом, который, как миллиардер-предприниматель Росс Перо (кандидат в президенты в 1992 году), «говорит так, как есть». А Клинтон такой совсем не кажется. Она выглядит закрытой, осторожной, медленной при формировании позиции по некоторым острым проблемам, например, по вопросу о торговле, который разделяет демократов. Впрочем, в данный момент никто не может предсказать, сможет ли Сандерс превратить впечатляющие толпы, которые он собирает, в избирательную силу. Более того, трудно сказать, как долго он будет оставаться в моде.

У последнего вступившего в гонку в Демократической партии – Джима Уэбба, служившего помощником министра обороны, министром военно-морских сил, а затем ставшего сенатором от штата Виргиния, есть талант, но не хватает постоянства. Мартин О’Мелли, бывший губернатор  штата Мэриленд, выглядит многообещающе, но пока заметно отстает. А бывший губернатор штата Род-Айленд Линкольн Чаффи является полной загадкой. Никто из них, видимо, не окажет никакого заметного влияния на исход гонки. Клинтон имеет превосходство с точки зрения известности, денег и организации, которое только она сама (и, может быть, ее муж) способна растратить.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

В республиканском забеге, напротив, полная неопределенность. В начале года мало кто сомневался, что, если Джеб Буш бросит шляпу на ринг, он станет главным фаворитом. На бумаге он выглядел гарантированным победителем, но кандидаты участвуют не в бумажной гонке. Окажется ли он достаточно ловким, чтобы пройти через непростую систему номинирования в Республиканской партии, учитывая, что на начальном этапе она сильно перекошена вправо? Евангельские христиане играют решающую роль в избирательных собраниях штата Айова (а это первый этап квеста на номинацию), но, приложив слишком много усилий к удовлетворению их интересов, кандидат может стать просто неизбираемым. Буш, по всей видимости, пропустит выборы в Айове, но тогда он будет «обязан» победить в штате Нью-Гемпшир.

Интереса Буша к участию в выборах оказалось достаточно, чтобы Митт Ромни, проигравший в 2012 году Бараку Обаме, отказался от третей попытки избраться в Белый дом. Но даже грозного на вид имени Буша было недостаточно, чтобы убедить отдельных, более молодых кандидатов отступить.

Амбициозные, молодые политики, а именно, сенатор из Флориды Марко Рубио и губернатор штата Висконсин Скотт Уокер, пока что выглядят самыми сильными соперниками Буша, но обоим предстоят всё более серьезные тесты и проверки. Рэнд Пол наслаждался периодом всеобщего интереса, но он, по всей видимости, угас, когда его миролюбивое либертарианство жестко столкнулось с взглядами партии, склонной к социальному консерватизму и зарубежным интервенциям.

Я, наверное, была одним из немногих журналистов, кто с самого начала не считал, будто вступление Дональда Трампа в президентскую гонку – это смешно. Трамп даже близко не обладает качествами, необходимыми президенту, но он совсем не шутка. И не удивительно, что уже в самой первой кандидатской речи он продемонстрировал способность апеллировать к темной стороне Америки.

Оскорбительные высказывания Трампа по поводу иммигрантов из Мексики («Они приносят с собой наркотики. Они приносят с собой преступность. Они – насильники. И некоторые из них, я допускаю, хорошие люди») помогли резко подняться его рейтингу. К ужасу многих республиканцев.

Республиканские функционеры хорошо знают, что, если их партия не найдет способа привлечь на свою сторону больше испаноязычных избирателей, чем удалось Ромни в 2012 году, ее шансы выиграть президентские выборы будут невелики. По этой причине рост популярности Трампа становится источником панических настроений. Заявления Трампа могут стоить ему каких-то деловых связей, но любой, кто думает, будто Трамп не понимает, что делает, должен задуматься поглубже.

Сейчас никто не знает, быстро ли сгорит Трамп, или он продемонстрирует политическую живучесть, но одно можно сказать точно: не он один добавляет странностей этой гонке за номинацию. Одним из самых причудливых моментов нынешних выборов стал успех Бена Карсона, нейрохирурга на пенсии и политического неофита. Его экстремальные взгляды на гомосексуальность – он сравнил ее с зоофилией и заявил, что пребывание в тюрьме превращает людей в геев, – нашли отклик у части республиканских избирателей, сделав его реальным конкурентом в Айове.

В этих выборах участвует не просто самое большое количество кандидатов. В этих выборах участвует самое большое, на моей памяти, количество кандидатов, абсолютно не подходящих для того, чтобы стать президентом. И некоторым из них пока удается вести довольно успешную кампанию. Совершенно точно, эти выборы не будут скучными.

https://prosyn.org/PVrAMZJru