fcb6d20346f86f6804396700_dr3397c.jpg Dean Rohrer

Сможем ли мы выжить в период «Антропоцена»?

На протяжении трех последних веков значительно увеличилось влияние человека на глобальную окружающую среду. Более того, выбросы углекислого газа могут привести к значительному изменению глобальных климатических моделей, которые будут отличаться от своего естественного развития на протяжении многих будущих тысячелетий.

К текущей геологической эпохе, во время которой человек доминировал над природой, можно применить термин «антропоцен», в дополнение к термину голоцен - самый теплый период за последние 10-12 тысячелетий. Можно сказать, что период антропоцен начался в последней части восемнадцатого века, когда результаты анализов захваченного в полярном льде воздуха показали увеличение общей концентрации CO2  и метана. Дата начала этого периода совпала с созданием Джеймсом Ваттом парового двигателя в 1784 году.

Увеличивающее влияние человечества на окружающую среду было признано еще 1873 году, когда итальянский геолог Антонио Стоппани упомянул об «антропогенной эре», определяемой как «новая земная сила, которая по мощности и всеобщности сравнима с самыми главными силами земли».

В 1926 году В. И. Вернадский также признал увеличивающееся влияние человечества на «направление развития процессов эволюции, а именно, в сторону развития сознания и мысли и форм, оказывающих все большее и большее влияние на окружающую среду». Вернадский и  Тейяр де Шарден ввели термин «ноосфера» - мир мысли – для обозначения растущей роли человеческого сознания в формировании своего будущего и влияния на окружающую среду.

Влияние человека на окружающую среду, с точки зрения увеличения численности населения и использования природных ресурсов земли на душу населения, продолжает стремительно расти. В течение трех последних столетий численность населения увеличилась в десять раз, до 6 миллиардов человек, и предполагается, что к концу текущего века она достигнет 10 миллиардов человек. Как результат, в настоящее время людьми используется 30-50% поверхности суши.

Одновременно, количество голов крупного рогатого скота, образующего метан, увеличилось до 1,4 миллиардов, что повышает скорость разрушения влажных тропических лесов и, как результат, высвобождение углекислого газа, вызывающего более быстрое вымирание живых организмов. Освоение земельных угодий для пастбищ (и строительства), а также  распахивание земель под посевы повышает эрозию почвы в 15 раз по сравнению с естественными значениями. Фактически, при существующих в настоящее время темпах эрозии почвы, обусловленной влиянием человека, Большой каньон наполниться через 50 лет. 

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99
BF2024-Onsite-1333x1000

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99

Subscribe now to gain access to insights and analyses from the world’s leading thinkers – starting at just $34.99 for your first year.

Subscribe Now

Одновременно, распространенным явлением стало строительство дамб и изменение русла рек. Учитывая, что потребление воды населением увеличилось по сравнению с прошлым веком в 9 раз, в настоящее время человечество использует более половины всех доступных источников пресной воды, при этом примерно две трети этой воды используется для нужд сельского хозяйства. Промысел рыб по сравнению с первоначальным уровнем сократил прирост популяции рыб в глубинных водах примерно на 25% и на 35% на континентальном шельфе.

Кроме того, потребление энергии увеличилось в течение двадцатого века в 16 раз, что привело к выбросу в окружающую среду 160 миллионов тонн атмосферного сернистого газа в год, что в два раза выше естественного выброса. Использование в сельском хозяйстве азотных удобрений в количествах, превышающих естественное содержание азота, зафиксированное во всех земных экосистемах, выбросы окиси азота при сжигании природного топлива и биомассы также превышают естественные выбросы.

При этом, естественно, использование людьми природного топлива вместе с сельскохозяйственной деятельностью вызывает значительное увеличение концентрации «парниковых» газов: CO2 на 30% и метана более чем на 100%. Фактически, указанная концентрация больше, чем в любое время за последние 400 веков, и она будет продолжать расти. В настоящее время, на указанную концентрацию оказывает влияние только 25% всего населения мира.

Последствия многочисленные и глубокие, и среди них кислотные осадки, фотохимический смог и глобальное потепление. В соответствии с последними расчетами Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), в течение текущего века Земля нагреется на 1,4–5,8 °C. В окружающую среду выбрасывается большое количество токсических веществ. Некоторые вещества, даже не являясь токсическими, являются не менее разрушительными, например хлорфторуглероды, которые привели к созданию антарктической озоновой дыры (в настоящее время их использование контролируется).

Ситуация может ухудшиться: свойства галогенов по разрушению озона изучаются с середины 1970-х годов. Если окажется, что химическое поведение хлорина будет аналогично, озоновые дыры станут более глобальными, ежегодными явлениями, а не только в случае наступления антарктической весны. Больше по счастливой случайности, чем благодаря знаниям, это катастрофическая ситуация не стала развиваться.

Если не произойдет глобальной катастрофы – падения метеорита, мировой войны или пандемии, то на многие века человечество останется основной силой, воздействующей на окружающую среду. Как результат, перед учеными и инженерами во время эры «антропоцена» стоит глобальная задача: направлять нас в сторону сбалансированного, с точки зрения окружающей среды, менеджмента. Это потребует соответствующего поведения людей  на всех уровнях, для чего понадобится реализация признанных на международном уровне крупных инженерно-геологических проектов по «оптимизации» климата. Однако на этом этапе мы ступаем на terra incognita (неизведанную землю).

https://prosyn.org/go3hkiyru