mazzucato73_DANIEL LEALAFP via Getty Images_notting hill DANIEL LEAL/AFP via Getty Images

Карнавальная экономика

ЛОНДОН – В августе на улицы западного Лондона вернётся один из главных праздников карибской культуры. Карнавал в Ноттинг-Хилле – как и многие карнавалы в мире – это детище потомков бывших рабов из Африки; он опирается на музыкальные и художественные традиции. По улицам будут разноситься звуки музыки в стиле сока, запах цыплёнка по-ямайски («джерк-чикен») и эхо стальных барабанов, сопровождающих шествие «мас-бэндов» в ярких костюмах, перьях и бусах.

Парад пройдет в районе Лондона с наивысшим уровнем неравенства: особняки стоимостью 15 млн фунтов стерлингов ($19,5 млн) здесь соседствуют со сгоревшим зданием «Гренфелл-таэур», где семь лет назад во время пожара погибли или пострадали сотни малоимущих жителей. После напряженного лета антииммигрантских беспорядков Карнавал станет их противоположностью: праздник многообразия и коллективного творчества.

Карнавал в Ноттинг-Хилле – это не просто фестиваль; это одно из крупнейших мероприятий «чёрной» культуры, глобальный праздник афродиаспоры. Он был придуман, чтобы уменьшить напряжённость в Ноттинг-Хилле после убийства в 1959 году плотника Келсо Кокрейна, уроженца острова Антигуа, и после расовых беспорядков 60-х. С тех пор он превратился в праздник культурной сплочённости, объединяя разнообразные сообщества Лондона и демонстрируя лучшее из карибской культуры. Музыка и перформансы подчёркивают освобождение от рабства, демонстрируя успехи индивидуального и коллективного творчества.

Впрочем, расовые беспорядки продолжают бросать тень на этот карнавал. Зачастую ленивая пресса искажённо изображает его как опасное, полное преступности мероприятие, которое дорого обходится местным жителям. В этой лживой характеристике игнорируется огромная общественная ценность, которую создаёт Карнавал для людей и сообществ.

Этот праздник открыт для всех благодаря некоммерческим усилиям местного Фонда «Карнавальная деревня» (CVT), зарегистрированной благотворительной организации, которую финансируют администрация Большого Лондона, королевский округ Кенсингтон и Челси, а также Вестминстерский совет. Как сказал бы куратор Ханс Обрист, Карнавал – это культурная продукция без дверей. На улицах каждый может проникнуться творческим духом этого мероприятия; здесь нет той традиционной иерархии, которая наблюдается в других формах культурной продукции.

Впрочем, как и другие культурные мероприятия и местные инициативы, Карнавал испытывает возрастающие трудности с финансированием. Это часть общего кризиса. Вклад искусства и культуры в экономику Великобритании превышает 125 млрд фунтов стерлингов; этот сектор обеспечивает работой более 2,4 млн человек, но его финансирование резко сократилось, хотя государственные расходы Британии на эти цели намного ниже, чем у европейских соседей.

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Project Syndicate is returning to Climate Week NYC with an even more expansive program. Join us live on September 22 as we welcome speakers from around the world at our studio in Manhattan to address critical dimensions of the climate debate.

Register Now

И проблема даже глубже. Как правило, власти смотрят на стоимость через узкую призму цены, но такой подход совершенно не подходит для оценки динамической стоимости искусства и культуры. Финансовую поддержку культуры относят к издержкам, не считая её трансформативным вкладом в экономику и общество. В недавней статье, оценивающей динамическую стоимость корпорации BBC, мои соавторы и я показываем, что эта организация приносит значительную отдачу на индивидуальном, общественном и экономическом уровнях. То же самое можно сказать о Карнавале в Ноттинг-Хилле. Он создаёт огромную стоимость, которую нельзя измерить лишь с помощью статичных ценовых индикаторов.

Например, этот Карнавал даёт предпринимателям и принадлежащему меньшинствам бизнесу (включая сотни продавцов уличной еды) площадку, которая позволяет им выходить на широкий рынок и расти. Карнавал создаётся совместно разнообразными местными сообществами и семьями, которые вкладывают в него своё время и энергию. Выступления в бэндах, строительство движущихся платформ, дизайн костюмов, приготовление еды и так далее – всё это генерирует примерно 100 млн фунтов стерлингов экономической стоимости. Суть Карнавала – это коллективное творчество, поэтому его мультипликативный эффект стимулирует местную экономику, формирует локальную инфраструктуру и запускает благотворный круг экономической и социальной активности.

Местные сообщества, для которых Карнавал является плодом совместного творчества, во время его подготовки передают ценные навыки и развивают культуру предпринимательства и креативности. На дизайн и шитьё 15 тысяч костюмов, представленных на Карнавале, а также на репетиции более 80 «бэндов» тратится один миллион человеко-часов. Фестиваль превращается в улей продуктивности, который, как и любая культурная деятельность, приносит долгосрочные социально-экономические выгоды: улучшаются результаты обучения и психическое здоровье, повышается благополучие местных сообществ, обретаются востребованные трудовые навыки.

К сожалению, эта стоимость, коллективно создаваемая местными сообществами, нередко присваивается частными лицами, то есть полученные доходы не реинвестируются в людей и в местные сети творчества. Многочисленные волны джентрификации поглотили и в основном вытеснили высокими ценами художников из их районов. Именно поэтому крайне важно, чтобы культурные организации, подобные Карнавалу в Ноттинг-Хилле, находили инновационные способы защищаться и сохранять ту огромную ценность, которую они создают.

Новые организации способны помочь местным сообществам сохранять контроль, не допуская незаконной приватизации таких мероприятий, как Карнавал. Например, культурные организации могут присмотреться к опыту Фонда общественного благосостояния в Кэмдене, который успешно мобилизует и стимулирует реинвестиции в этот район. Без подобных механизмов общественная стоимость и богатство будут захватываться и распределяться в пользу частных лиц. Так произошло с парком Хай-Лайн в Нью-Йорке и галереей Тейт Модерн в Лондоне. В обоих случаях государственное финансирование использовалось для модернизации и регенерации районов при поддержке местных жителей и художников, однако финансовые выгоды оказались приватизированы: цены на недвижимость взлетели, а неравенство усилилось.

Новое британское правительство лейбористов заявляет о готовности поддерживать искусство, но восстанавливать государственное финансирование после 14 лет значительных сокращений расходов – трудная задача. Экономические модели, которые использует казначейство, ограничиваются метрикой цен, поэтому в них не учитывается общественная стоимость мероприятий, подобных Карнавалу в Ноттинг-Хилле. Чтобы правительство оценило культуру как трансформативную силу, ему надо будет, влияя на рынки, активней пользоваться создаваемой ею стоимостью. Государственные инвестиции в искусство и культуру помогут не только подтолкнуть рост экономики, но и повысить благосостояние местных сообществ, психическое здоровье и социальную сплочённость. Это важнейшие факторы, определяющие уровень преступности и состояние здоровья.

Инновационные модели и механизмы финансирования, например, локальные фонды благосостояния, могут стать инструментом, помогающим воспользоваться этой динамической формой общественной стоимости. Карнавал в Ноттинг-Хилле служит идеальным доказательством, почему нам нужны новые идеи для политического и экономического развития. Поддержку искусства надо рассматривать как одну из базовых обязанностей правительства, а необходимое долгосрочное финансирование – как инвестиции, а не издержки. Искусство выполняет важную социальную миссию, помогая властям бороться с неравенством и открывая перспективы для многих. В многообразии нашего культурного наследия содержится огромная ценность, и оно принадлежит всем нам.

https://prosyn.org/LroJiYyru