Экологические последствия войны в Ливане

В любой войне в центре внимания погибшие, раненные и перемещенные лица. Число людей, убитых в результате наступательной операции Израиля в Ливане в момент написания этой статьи по сообщениям составляет приблизительно 800 ливанцев и 120 израильтян – что не является нетипичным соотношением для арабско-израильских конфликтов. ООН подсчитывает, что приблизительное число перемещенных лиц составляет больше миллиона, около 800000 из них - ливанцы.

Ущерб инфраструктуре и окружающей среде также будет продолжать ощущаться после прекращения военных действий. Конечно, инфраструктуру можно восстановить гораздо быстрее, чем может быть восстановлена или самостоятельно оправится окружающая среда. В случае с Ливаном, однако, оба понятия тесно связаны, так как большая часть экологического ущерба идет от разрушенной инфраструктуры.

Как и в большей части современных войн, утечка нефти является одной из самых видимых – и поэтому лучше всего освещенных – форм экологического ущерба. До начала войны пляжи Ливана были одними из самых чистых в Средиземноморье. Теперь они в значительной степени покрыты нефтью. Для редкого вида морской черепахи это плохие новости, поскольку яйца, отложенные в песке на тех самых пляжах в течение ежегодного нерестового периода, должны вылупиться именно в это время года. Общий объем нефти, которая вылилась в море, теперь уже составляет более 100000 тонн.

Естественно, нефтяные цистерны - не единственные цели, а прибрежные участки - не единственные регионы, попавшие под бомбежку. Слишком рано оценивать ущерб, нанесенный утечкой других менее видимых химикатов, но безопасно предположить, что грунтовые воды будут загрязнены в течение долгого времени. Чем суше окружающая среда, тем серьезнее проблема.

Более того, бомбы и гранаты не только поджигают здания, но и траву, кустарники и деревья. Соответственно число возникающих лесных и кустарниковых пожаров гораздо выше, чем во время нормального лета. Хуже всего то, что нет возможности бороться с ними, поскольку существующие противопожарные ресурсы используются, чтобы попытаться спасти человеческие жизни. Поэтому кустарники и леса горят, сокращая лесопосадки кедровых деревьев – символ Ливана в такой же степени, в какой белоголовый орлан является символом Соединенных Штатов – с каждым днем до полного исчезновения. Гибнет уникальная экосистема.

Также поступали сообщения - чаще в Интернете, чем в прессе - об отчаянии ливанских докторов, которые не распознавая ранений, полученных их пациентами после израильских воздушных ударов, описывали то, что видят, и просили коллег во всем мире о помощи. Один вид такого ранения по сообщениям напоминает ожоги второй степени на большей части тела, но с неповрежденными волосами – что является не типичной реакцией на огонь и жар. Были предположения о том, что возможно в зданиях, разрушенных во время бомбежки, хранились вещества, в составе которых есть кислота или щелочь.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

Согласно этой теории, такие вещества рассеивались после взрыва снаряда или бомбы, а не доставлялись с прилетающими боеголовками. Последнее слово, вероятно, не было услышано. Нужно только вспомнить “Синдром Войны в Персидском Заливе”, который появился после конфликта 1991 года, и споры, окружающие вопрос о том, что – если на самом деле что-то было – поражало солдат США, чтобы понять, насколько трудно ответить на такие вопросы уже после того, как это произошло.

Наверное наихудшее воздействие окружающей среды на здоровье - то, которое непосредственно связано с разрушением инфраструктуры: утечка асбеста. Как и во многих других частях мира с жарким климатом, в многоквартирных домах и зданиях офисов в Ливане использовали асбест для теплоизоляции. Это было стандартной практикой на протяжении многих десятилетий, и в большинстве зданий, которые были построены или восстановлены после последней бомбежки со стороны Израиля в 1982 году, находится большое количество асбеста..

Измельченные бомбами и снарядами в порошок волокна асбеста освобождаются и могут вдыхаться с остальной пылью. Защитные костюмы, которые специально обученные люди по закону должны носить в Европейском Союзе или США, когда они сносят, восстанавливают или реконструируют здание, содержащее асбест, подчеркивают риск развития пневмофиброза и рака легких у ливанцев, которые вдыхают пыль от разрушенных бомбами домов и офисов. Действительно, компании Соединенных Штатов были вынуждены выплатить десятки миллиардов долларов бывшим рабочим, которые работали с асбестом.

Ливан не может позволить себе выплатить даже близкую к этой сумму. Но это только один из многих экологических долгов, которые так или иначе придется выплачивать гораздо позже после окончания войны – жертвами, если не кем-то иным.

https://prosyn.org/vNPYP7dru