Орел, павлин и Талибан

В то время как весь мир ожидает ответных действий Америки на террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, на сцену выходит некогда скрытый фактор в международных отношениях. После прохладных отношений, существовавших в течение полувека, Соединенные Штаты и Индия, не привлекая к себе всеобщего внимания, налаживают стратегическое партнерство, в котором некоторые видят возможный «альянс». В условиях повышенного внимания, сосредоточенного на Афганистане и Пакистане в преддверии надвигающейся войны против терроризма, эти новые взаимоотношения представляют для всего мира жизненный интерес. В самом деле, министр иностранных дел и обороны Индии Джасвант Сингх уже предложил территорию Индии в качестве базы для военных операций США против объектов, где находятся террористы. То, что в разгар внутренних беспорядков, вызванных поддержкой Пакистаном анти-террористической кампании США, пакистанский лидер генерал Мушарраф чувствует себя вынужденным обвинять Индию в том, что она «использует» ситуацию для того, чтобы наладить отношения с США, только подчеркивает возрастающее значение США в регионе.

Всего три года назад лишь немногие предсказывали это сближение интересов. Индия своими испытаниями ядерного оружия навлекла на себя немилость со стороны Америки. Даже если и так, по окончании холодной войны такие ссоры выглядели явно архаичными. Обе страны являются демократическими, так же как орел и павлин являются птицами. До недавнего времени сходство между двумя самыми крупными демократическими державами в мире то увеличивалось, то уменьшалось в зависимости от того, кто был у власти. Общих точек соприкосновения было немного. Оглядываясь назад, можно увидеть, что у обеих сторон имелся практически бесконечный список поводов для недовольства друг другом. И вдруг, неожиданно, все раздражение улетучилось.

Главным фактором была холодная война, так как она влияла не только на политику, но и на восприятие этими странами друг друга. Усилия Америки, направленные на сдерживание Советского Союза, лоб в лоб сталкивались с устремлениями Индии и ее ролью лидера Всемирного движения неприсоединения. Американо-индийские отношения омрачал тот факт, что на Индию смотрели как на друга номер один Советского Союза, который для Америки был врагом номер один. Окончание холодной войны позволило начаться оттепели в отношениях между двумя странами.

Проведенная в 1991 году либерализация индийской экономики улучшила имидж Индии в США, а также укрепила экономику самой Индии. Однако Пакистан оставался усложняющим фактором. Начиная с 1950-х, Пакистану навязывались связи с Америкой, поскольку Америка видела в нем бастион, стоящий на пути экспансии Советов, и поэтому, в свете своего сотрудничества с Пакистаном, Америка должна была держать в тени свою политику в отношении Индии.

После того как Пакистан более чем на десять лет попал в нисходящую спираль нестабильности и просчетов в управлении экономикой, его репутация в Америке начала падать, так как его роль буфера, которую он играл во времена холодной войны, начала уменьшаться. В то время как престиж Пакистана во всем мире упал, тот факт, что он создал Талибан и продолжает оказывать ему поддержку, ударил по нему бумерангом. Поскольку между двумя странами существуют открытые связи, то оказывающий поддержку международному терроризму экстремистский режим в Кабуле бросил тень на образ Пакистана. Злоключения Пакистана в Кашмире и военный переворот, свергший законно избранное правительство, еще больше настроили общественное мнение в Америке против него. И это полностью контрастирует с Индией и тем, как она с помощью военных и дипломатических средств достойно урегулировала ничем не спровоцированную агрессию пакистанской армии в Кашмире.

До этого барьером, препятствовавшим сближению Америки и Индии, был договор о нераспространении ядерного оружия. Американская политика, глобальная по своей природе, в отношении Индии сводилась к повторению заклинания «ограничить, сократить и уничтожить» ядерный потенциал в Южной Азии. Но поскольку отношения между Индией и Пакистаном «бурлили» вокруг проблемы Кашмира, то ни одна из стран в одностороннем порядке не желала отказаться от исследований в области разработки ядерных вооружений.

Ретроспективно, именно испытания ядерного оружия, проведенные Индией в мае 1998 года, как это ни парадоксально, разгребли затор в отношениях с США. Возникновение угрозы развязывания ядерной войны на субконтиненте положило начало налаживанию стратегического диалога между США и Индией с целью обсуждения интересов в области безопасности. Консультации по таким вопросам со страной, которая не являлась ни врагом, ни союзником были уникальными для Америки. И для Индии также эти переговоры были сродни поднятию целины, так как в таком масштабе вопросы безопасности редко затрагивались в те дни, когда Индия и Советский Союз открыто заявляли о дружбе между собой.

Эти, проводившиеся на реальной основе переговоры, создали модель нового сотрудничества. Консультации, проводимые во время Киргильской войны в Кашмире в 1999 году, когда для прекращения пакистанской агрессии Индия наряду с военным искусством использовала также искусство политики и дипломатии, вселили доверие к обоим правительствам и способствовали установлению их доверия друг к другу. Готовность президента Буша к проведению консультаций на высшем уровне с руководством Индии по проблеме противоракетной обороны и позитивный (некоторые могли бы сказать восторженный) отклик Индии указывали на то, что в этих новых отношениях присутствует теплота и совпадение интересов.

Но отношения между Индией и США включают в себя больше, чем стратегический/военный компонент. Америка является самым большим торговым партнером Индии. Оборот индийской индустрии информационных технологий (IT) взлетел за десять лет (1999-2000) с отметки 150 миллионов до 5,7 миллиарда долларов США. Две из пяти американских компаний, входящих в список Fortune 500, размещают в Индии заказы на разработку необходимого им программного обеспечения. Информационные технологии не только создают новые широкие перспективы для сотрудничества, но и преобразуют имидж Индии как страны, которая становится современным динамичным обществом. Почти 1,8 миллиона индусов, эмигрировавших в Америку – и большинство из них является высококвалифицированными специалистами – важны для экономики США и их мнение, касающееся внутренней политики США, приобретает все большее значение.

По мере того как США перестают связывать свою политику в отношении Индии со своим подходом к Пакистану, многие старые дипломатические неувязки должны исчезнуть. Начался пересмотр санкций, введенных против Индии в ответ на проведение ею испытаний ядерного оружия, и эти санкции, возможно, вскоре будут сняты.

Торговля наркотиками, отмывание денег и экономические преступления – в этих областях две страны уже работают вместе, поскольку в данный момент по этим проблемам они лучше понимают позиции друг друга и у них имеются совместные интересы. Без привлечения к себе особого внимания полным ходом идет развитие сотрудничества в военной области. Образованная в 1995 году группа по оборонной политике будет способствовать развитию этого сотрудничества.

По-видимому, именно в войне с терроризмом мы и увидим плоды этого нового сотрудничества, причем увидим их скоро. Ужасающие атаки террористов на Америку, совершенные, скорее всего, приверженцами экстремистской идеологии религиозного джихада , сблизили эти два государства с либерально-демократической формой правления сильнее, чем когда-либо раньше. Во Всемирном торговом центре индусы умирали рядом с американцами и представителями других национальностей. Премьер-министр Ваджпайи предложил Америке сотрудничество во всех областях.

Индия однозначно желает совместно с Соединенными Штатами использовать силу против преступников, совершивших террористические акты. Потому что наибольшую угрозу международный терроризм представляет для государств с либерально-демократической формой правления, и как самая густонаселенная демократическая страна в мире, Индия осознает, что она является особенно уязвимой в этом отношении. Естественно и правильно, что в этот тяжелый час самые большие и наиболее могущественные демократические страны создают стратегический альянс для противостояния терроризму.
https://prosyn.org/2WrJ3sXru