yoon31_ContributorGetty Images)_putinkim Contributor/Getty Images

Последствия нового альянса России и Северной Кореи

СЕУЛ – Не довольствуясь нарушением мира в Европе, президент России Владимир Путин недавно подписал договор о всестороннем стратегическом партнёрстве со своим северокорейским коллегой Ким Чен Ыном. Это соглашение, вызвавшее беспокойство как у китайского руководства, так и у западных официальных лиц, встряхнуло геополитическую ситуацию в Северо-Восточной Азии и за её пределами.

Хотя Путин спровоцировал стратегическую напряжённость, Запад должен проявить осторожность в оценке важности этого договора – его нельзя недооценивать и нельзя переоценивать. Причины недавнего визита Путина в Пхеньян (первый визит за 24 года) глубоко прагматичны. России срочно нужны северокорейские боеприпасы, оружие и рабочая сила для продолжения войны против Украины; а Северная Корея, сейчас полностью изолированная, жаждет дипломатической поддержки, а также энергоносителей, продовольствия, денег и передовых военных технологий, которые ему может дать только Кремль.

Для Ким Чен Ына российские военные технологии особенно важны, потому что они позволят северокорейским межконтинентальным баллистическим ракетам с ядерными боеголовками выдержать повторный вход в атмосферу Земли и поразить любые цели в мире, избежав перехвата системами противоракетной обороны. Кроме того, если при помощи России Северная Корея сможет начать выпуск бесшумных ядерных подводных лодок, они создадут серьёзнейшую угрозу не только для Южной Кореи и Японии, но и для США.

Если Россия действительно предоставит передовые технологии Северной Корее, это изменит военный баланс на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. Однако есть одно серьёзное ограничение, которое может помешать России: несоответствие глобальной стратегии Китая и стратегий России и Северной Кореи.

Высший стратегический приоритет Китая – выиграть в глобальном соперничестве с США. Руководство страны хочет заменить однополярную международную систему, возглавляемую США, на многополярную систему, в которой будет доминировать Китай. И оно пытается вбить клин между США и их союзниками, надеясь затащить некоторых из них на свою орбиту. Китай воздерживается от предоставления прямой военной помощи России, несмотря на «безграничное» партнерство этих двух стран, и причина этого как раз в том, что Китай не хочет полностью отдать европейские страны в американские руки.

Кроме того, Китай стремится к налаживанию более дружественных дипломатических отношений с Южной Кореей. В частности, в мае эта страна приняла участие в трёхстороннем саммите Южная Корея-Япония-Китай в Сеуле, где выразила приверженность идее «денуклеаризации Корейского полуострова». А дипломатический диалог на высоком уровне по вопросам безопасности «2+2» между Китаем и Южной Кореей состоялся в Сеуле за день до заключения нового договора между Россией и Северной Кореей.

PS_Sales_BacktoSchool_1333x1000_Promo

Don’t go back to school without Project Syndicate! For a limited time, we’re offering PS Digital subscriptions for just $50.

Access every new PS commentary, our suite of subscriber-exclusive content, and the full PS archive.

Subscribe Now

Китай давно стремится к стабильности на Корейском полуострове, и главная причина этого в том, что он хочет, чтобы Северная Корея служила буфером между ним и войсками Южной Кореи и США, размещенными к югу от демилитаризованной зоны. Напротив, для России наиболее актуальная задача – выиграть начатую войну. Похоже, что Путин впал в отчаяние и готов отодвинуть все остальные проблемы на второй план. Однако его новое соглашение с Кимом является всего лишь браком по расчету, и поэтому оно, вероятно, начнёт барахлить, как только война в Украине закончится. Этот момент, возможно, не очень далёк, учитывая, что Дональд Трамп заявляет о готовности прекратить эту войну в первый день работы на посту президента (предположительно, отдав Путину всё, что тот хочет).

Тем временем Ким будет отчаянно стремиться получить передовые российские военные технологии, которых он так жаждет. Его основная цель – превратить Северную Корею в де-факто ядерное государство, с чем международное сообщество будет вынуждено смириться.

Конечно, если Россия поддастся давлению Северной Кореи и отдаст Киму технологии, которые тот так хочет, тогда партнерство США, Японии и Южной Кореи станет сильнее. Совместные военные учения будут проводиться чаще, увеличится количество американских стратегических активов, размещённых на полуострове. Общественное мнение Южной Кореи также может склониться в сторону поддержки национальной ядерной программы или развертывания американского тактического ядерного оружия на территории страны. Все эти события будут противоречить стратегическим интересам Китая.

Хотя кажется, что Китай был проигнорирован при заключении стратегического брака России и Северной Кореи, он обладает значительными рычагами влияния на обе меньшие страны. Экономика Китая примерно в девять раз больше, чем экономика России, и в тысячу с лишним раз больше, чем экономика КНДР. Россия, вероятно, не могла бы продолжать войну в Украине, если бы Китай перестал закупать российские энергоресурсы или прекратил поставки товаров двойного назначения (которые имеют как гражданское, так и военное применение и которые не подпадают под санкции). Аналогичным образом, экономика Северной Кореи просто не может выжить без китайского продовольствия, энергоресурсов и торговли.

Учитывая эту динамику, Запад должен сосредоточиться на использовании несоответствий в стратегиях Китая, Россия и Северной Кореи. Для США это означает поддержку дипломатических контактов с Китаем и сдерживание России. Если подтвердится, что Россия действительно поставляет Северной Корее передовые военные технологии, тогда США, Южная Корея и Япония должны будут предпринять очень заметные шаги по укреплению своего сотрудничества в области безопасности и по созданию прямых связей между странами Восточной Азии и НАТО.

Стратегические интересы Китая и США гораздо сильнее пересекаются на Корейском полуострове, чем в Украине или на Ближнем Востоке. Обе стороны хотят стабильности в регионе, и это позволяет надеяться, что у дипломатии на этом направлении есть реальный шанс на успех, если приложить необходимые усилия.

https://prosyn.org/EktO4yZru