duflo2_Oleksandr RupetaNurPhoto via Getty Images_school ambia Oleksandr Rupeta/NurPhoto via Getty Images

Весомые вложения в хорошие идеи

ПАРИЖ/ЧИКАГО. Инновации способны оказать глубокое влияние на нашу жизнь. Благодаря технологическим достижениям, которые обеспечили снижение цены на солнечную энергию почти на 90% в период с 2009 по 2019 год, переход на экологически чистую энергию уже совсем близко. Аналогичным образом сельскохозяйственные инновации в период с 1960 года помогли утроить количество продовольствия, выращиваемого на гектар, резко сократив процент голодающих, даже несмотря на более чем двукратное увеличение мирового населения. А технология мРНК-вакцины спасла бесчисленное количество жизней во время пандемии COVID-19.

Общества создали различные механизмы для поощрения инноваций. Одной из них является рыночная система: компании платят за исследования и разработки в надежде продать инновации с прибылью, а инвесторы поддерживают компании, если считают, что их продукты или услуги будут продаваться. Патентная система поощряет НИОКР, защищая оригинальные изобретения от копирования. А государственное финансирование поддерживает фундаментальную науку, которая имеет решающее значение для внедрения инноваций, но при этом труднодоступна для патентования.

Хотя эти механизмы способствуют инновациям, они не идеальны. В некоторых областях коммерческие инвестиционные стимулы далеко не соответствуют требованиям, и потребности бедных слишком часто остаются без внимания. Некоторые инновации, такие как технологии сокращения выбросов, приносят пользу не только покупателю, а всем. Это означает, что их цена не в полной мере отражает их ценность для общества, что снижает стимулы к их разработке для частных компаний. Другие инновации трудно запатентовать и слишком легко воспроизвести, что ограничивает потенциальное вознаграждение для разработчиков.

Также существует потребность в инновациях, которые улучшат механизмы предоставления правительствами основных услуг, таких как обучение детей математике или защита уязвимых лиц и сообществ от изменения климата. Однако подобные технологии часто сложно монетизировать.

Таким образом, инновации, направленные на обслуживание беднейших слоев общества, часто остаются без внимания. Чтобы привлечь инвестиции в проекты, призванные помочь тем, кто живет в бедности, мы помогли создать фонды социальных инноваций в США и Франции. Development Innovation Ventures (DIV) в Агентстве США по международному развитию и Фонд инноваций в развитии (FID) в Agence Française de Développement берут за основу проверенные механизмы рынков венчурного капитала, но фокусируются на недостаточно обслуживаемых в настоящее время областях.

Эти фонды выявляют инновации, которые могут быть расширены либо принимающими их агентствами, либо другими правительствами, неправительственными организациями или частными компаниями. Например, ранние, относительно скромные инвестиции DIV в целевое обучение в Индии обеспечили необходимую апробацию концепции в Замбии, власти которой при содействии правительства США активизировали распространение модели почти на всю страну. Это также сыграло важную роль в получении дополнительной благотворительной поддержки в размере 25 миллионов долларов США для дальнейшего масштабирования инновации. Миллионы детей в дюжине африканских стран теперь пользуются достижениями этих высокоэффективных педагогических программ.

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Такой подход оказался чрезвычайно успешным. Недавно мы проанализировали влияние первых двух лет инвестиций DIV, которые включали программное обеспечение для поддержки местных медицинских работников в предоставлении основных услуг, диспенсеры для очистки воды и доступные очки для людей с дальнозоркостью. Инновации, финансируемые DIV за этот период, затронули более 100 миллионов человек и принесли не менее 17 долларов социальной прибыли на каждый вложенный доллар. Этот показатель социальный доходности превышает 143%, что почти в десять раз выше первоначальной цели в 15%, установленной при создании DIV.

Как и в случае с венчурным капиталом, большая часть преимуществ приходится на несколько «суперзвездных» инноваций. Как для венчурных, так и для социально-инновационных фондов большинство инноваций оказывают скромное влияние или не приносят результатов, но громкий успех нескольких крупных может оправдать весь портфель и повысить отдачу. Девять из 41 инновации, финансируемых DIV, за первые два года охватили более одного миллиона человек. Мы смогли определить долларовую стоимость пяти из них. К 2019 году эти пять инноваций принесли социальные выплаты в размере 281 млн долларов, что представляет собой семнадцатикратную отдачу от всего портфеля, включая административные расходы.

Учитывая рискованность инвестиций в инновации, всегда присутствуют опасения, что фонд не сможет определить суперзвезд или переусердствует с поддержкой посредственных или неудачных проектов. DIV и FID обладают четырьмя ключевыми характеристиками, которые позволили им избежать этого и обеспечить надежную отдачу от своих инвестиций.

Во-первых, DIV и FID открыты. Чтобы выявить многообещающие инновации, оба фонда заранее не прогнозируют, где могут добиться успеха, создавая широкую сеть по секторам и организациям. Они приветствуют заявки от исследователей, фирм частного сектора, НПО и правительств. В том числе они работают с кандидатами, которые часто сталкиваются с проблемами при получении государственных контрактов, например, из стран с низким и средним уровнем дохода.

Во-вторых, для поддержания дисциплины при принятии инвестиционных решений DIV и FID используют многоуровневый подход к финансированию. Первоначально они предлагают меньшие суммы финансирования под пилотные проекты и тестирование многообещающих новых идей. Инновации, прошедшие тщательную оценку воздействия и доказавшие свою экономическую эффективность, получают право на дополнительное финансирование в целях масштабирования. Эта модель позволяет экспериментировать, обеспечивая одновременно приемлемый баланс между затратами и результатом.

В-третьих, DIV и FID опираются на строгие критерии, основанные на фактических данных, при выборе инноваций, наиболее подходящих для масштабирования. Они часто прибегают к рандомизированным оценкам — той же методологии, которая используется для тестирования новых вакцин — для прогноза потенциала многообещающих проектов. Это позволяет исследователям оценивать влияние этих инноваций на доходы, здоровье, грамотность и другие важные показатели.

Наконец, DIV и FID дополняют коммерческие инвестиции в НИОКР. Частные компании часто инвестируют в инновации, приносящие социальные выгоды, но, как правило, только в том случае, если рассчитывают также получить коммерческую отдачу. С DIV и FID все обстоит иначе: они сосредоточены на инновациях, которые приносят значительные социальные выгоды, но имеют ограниченную коммерческую жизнеспособность. Социально-инновационные фонды также способны снизить риски для малообеспеченных слоев населения или географических регионов, привлекая частные капиталы наряду с грантовым. Это делает их инвестиции действительно «дополняющими»: они вкладывают средства в проекты, которые в противном случае остались бы без финансирования со стороны частного сектора.

В то время, когда бюджеты на оказание помощи находятся под возобновленным давлением, одним из способов максимизировать отдачу от расходов является использование открытых, многоуровневых, научно обоснованных фондов социальных инноваций, таких как DIV и FID. Факты подтверждают: такие фонды способны обеспечить огромную отдачу от инвестиций и позволяют избежать больших расходов на неудачные идеи. Выявляя, тестируя и быстро масштабируя самые многообещающие инновации, они представляют собой мощный инструмент для сокращения глобальной бедности и достижения других социально значимых целей.

https://prosyn.org/7MXgMoDru