sierakowski71_Valya EgorshinNurPhoto via Getty Images_navalny protest Valya Egorshin/NurPhoto via Getty Images

Является ли будущее России настоящим Беларуси

ВАРШАВА – По России прокатилась самая большая волна протестов за последние годы, которая вселяет надежду на то, что народное давление сохранится и усилится, постепенно разрушая автократический режим, как это происходит в соседней Беларуси. Но мы не должны допустить, чтобы сходство двух стран – которое включает в себя историю и язык, религию и репрессии – заслонило собой глубокие различия.

Протесты в Беларуси вспыхнули в августе 2020 года после того, как Президент Александр Лукашенко – Европейский лидер, дольше всех находящийся на своем посту – сфальсифицировал очередные выборы, якобы одержав победу над своим оппонентом Светланой Тихановской. В России, искрой послужил арест лидера оппозиции Алексея Навального по возвращении домой, после его восстановления от отравления по приказу Кремля. Протесты усилились после того, как Навального в спешном порядке приговорили к почти трем годам колонии.

Но на этом сходство заканчивается. Во-первых, Навальный далеко не так популярен в России, как полагают сторонние наблюдатели. Западные СМИ сообщали о приезде Навального в Москву с тем же волнением, которое сопровождало возвращение российского лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына на родину 27 лет назад. Однако, по данным Левада-центра, единственного независимого агентства по проведению опросов в России, рейтинг одобрения Навального среди россиян составляет всего 5%.

Для сравнения, рейтинг одобрения Президента Владимира Путина составляет 29% (на президентских выборах 39% проголосовали бы за Путина и только 2% за Навального). Хотя для Путина это является рекордным минимумом, эту разницу сложно игнорировать. Это может быть связано с укоренившимся представлением простых россиян, что президентам больше свойственны дворцы, чем тюрьмы. Как сказал независимый аналитик Алексей Левинсон газете Moscow Times, “в России, нахождение у власти автоматически трансформируется в доверие и легитимность”.  

Вопреки ожиданиям Запада, рейтинг одобрения Навального с сентября практически не изменился. После протестов и вынесения приговора, уровень неодобрения Навального вырос до 56% (по сравнению с 50% в сентябре). Безусловно, при авторитарных режимах, люди могут быть слишком запуганы, для того чтобы честно отвечать даже на методологически правильно составленные опросы.

Но не в Беларуси. По данным опроса, проведенного Chatham House, только 18,6% белорусов признались, что голосовали за Лукашенко на президентских выборах в августе прошлого года, по сравнению с более чем 50% отдавшими свой голос за Тихановскую.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

Это может объяснить, почему протесты в России были менее многочисленными, чем в Беларуси. Самая крупная демонстрация в России, в Москве собрала около 40 000 человек. Крупнейшая акция протеста в Минске, в котором проживает всего одна шестая населения Москвы, собрала полмиллиона человек, и несмотря на жестокие репрессии, каждую неделю в течение десяти недель на улицы выходили от 100 000 до 200 000 человек. Белорусы по сей день продолжают выходить на протесты. В итоге, в Беларуси есть массовое оппозиционное движение без лидера, а в России есть лидер оппозиции без массового движения. 

Более того, Навальный ведет очень специфическую борьбу: с коррупцией. Путин позиционировал себя как своего рода полицейский, подчинивший себе олигархов и использующий воспоминания о беззаконии в 1990-е годы. Фактически, он был с бандитами и остается де-факто воровским королем России. Намереваясь разоблачить эту реальность, Навальный недавно выпустил вирусное видео, в котором запечатлен роскошный дворец на берегу Черного моря, который, по его словам, принадлежит Путину.

Но, в то время как Россия заняла 137-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International в 2019 году (наряду с Либерией, Парагваем и Папуа-Новой Гвинеей), Беларусь заняла 66-е место, сразу после Словакии и опередив Венгрию, Болгарию и Румынию – все члены Европейского союза. В Беларуси практически нет “мета-коррупции”, то есть приватизации. В Беларуси, крупнейшие компании остаются государственными – факт, который привлекает Кремль, стремящийся расширить нынешние владения своих олигархов.

При таких показателях мета-коррупции, Беларуси действительно не нужен Навальный. Вместо него, ей нужна Тихановская, которая, будучи молодым переводчиком английского, ставшая домохозяйкой, похожа на любого рядового белоруса: она находится в подчинении у тоталитарной системы. К Тихановской можно применить слова покойного Вацлава Гавела, “единственный, казалось бы, на вид слабый человек, который осмеливается говорить правду”. Таким образом, она является тем соперником, который нужен Лукашенко.

Навальный - это соперник, который нужен Путину. Но для того, чтобы добиться такой популярности, как у Тихановской в Беларуси, ему потребуется удовлетворить еще одно требование российских избирателей: национализм. Ведь в России националистические настроения одни из самых сильных в Европе. (В Беларуси, они самые слабые).

Навальный часто высказывал взгляды, популярные среди русских националистов. Например, в 2014 году он сказал: “Я не вижу никакой разницы между русскими и украинцами”. И, несмотря на то, что он признал, что аннексия Крыма нарушила международное право, он сказал: “Реальность такова, что Крым теперь является частью России”, и добавил: “Крым наш”.

Фактически, национализм Навального иногда отклонялся в крайне правую сторону. Например, он утверждал, что проблема нелегальной иммиграции “в 100 раз важнее”, чем все то, что происходит в Украине, и призывал к введению визовых требований для рабочих-мигрантов из бывших советских республик, таких как Узбекистан.

Навальный также поддержал проводимую националистами кампанию “Хватит кормить Кавказ”, направленную на прекращение федеральных субсидий правительствам Чечни и других республик Северного Кавказа. А в 2011 году, он участвовал в националистическом “Русском марше”, лозунгами которого были “Россия для русских” и “Прекратить оккупацию – свободу русскому народу!”

Но на самом деле, Навальный не столько националист, сколько политик. В своей книге Opposing Forces: Plotting the New Russia написанной в 2016 году вместе с польским диссидентом Адамом Михником, он объяснил, что поддерживает крайне правых, поскольку “они поддерживают идею о том, что у каждого должен быть выбор”, и “выступают за реформу независимости судебной власти и СМИ”. Да, “их заявления часто пугают”, отметил он, но “я по-прежнему считаю, что нам необходимо вести с ними диалог”.

В любом случае, маловероятно, что в сегодняшней России возникнет продолжительное протестное движение под руководством Навального, которое будет сродни белорусскому. Однажды Путин может потерять власть. Но если это произойдет, он проиграет à la russe. Русские могут пассивно подчиняться абсолютной власти, а затем внезапно отвернуться от лидера, который еще вчера был богом. Россия не знает компромиссов – равно, как и Навальный.

https://prosyn.org/vC7A6XBru