Если Ирландии удастся приостановить расширение Европейского Союза своим «НЕТ» Договору в Ницце, это случится только потому, что другие государства ЕС стремятся использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Если им сойдет с рук такое поведение, это послужит явным свидетельством отсутствия у глав европейских государств политического интереса открыть двери ЕС для новых участников. Действительно, со стороны нового правительства Италии уже доносится тревожный гул, суть которого заключается в том, что ответом на ирландское «ПРОТИВ» должны стать гарантии сохранения поддержки со стороны Евросоюза небогатым регионам, уже входящим в его состав, несмотря на появление еще более бедных членов.
Что касается других государств ЕС, им следует отреагировать на эту идею с твердостью, уже проявленной однажды по отношению к Испании, пытавшейся приостановить расширение Евросоюза выдвижением похожих требований. Очевидно, что сейчас совсем не время порождать сомнения среди стран-претендентов на вступление в ЕС относительно готовности его лидеров поставить будущее Европы выше мелких национальных интересов. Если начнут расти сомнения, то самая важная политическая задача нашего поколения, а именно восстановление Европы после полувекового насильственного разделения на Западную и Восточную во время холодной войны, окажется на грани провала.
Реакция остальных членов Европейского Союза на ирландское «ПРОТИВ» должна быть трезвой и жесткой. Ирландия сама создала себе проблему. Однако это не должно стать проблемой для всего Евросоюза и уж точно не для претендентов на вступление в него. Вот почему ирландцы должны получить тот же ответ, что и датчане в 1992, когда на основании референдума Данией был отвергнут Маастрихтский Договор, - пересмотра условий договора не будет. Все же остальные участники Евросоюза должны продолжать ратификацию договора так, словно ничего не произошло, и оставить двери открытыми для «упрямой» страны, давая ей тем самым возможность подумать еще раз.
Девять лет назад, находясь в аналогичном положении, датчане попросили отступления от некоторых условий договора, что оказалось вполне приемлемым для остальной Европы. Такой компромисс дал возможность проведения нового референдума, завершившегося твердым «ЗА» тому, что можно было назвать не иначе как «облегченным» вариантом Маастрихтского договора. В результате Дания осталась далеко на периферии по некоторым видам сотрудничества таким как, например, единая оборонная система, некоторые элементы правового сотрудничества и введение единой европейской валюты «евро».
Пожав плечами, партнеры Дании по Евросоюзу приняли в свое время отступления от общего соглашения, и с тех пор решают проблемы с датчанами, не создавая при этом помех для дальнейшей интеграции других стран в ЕС. В этом и заключается суть решения: вы изолируете проблему, давая возможность государству отказаться от некоторых видов сотрудничества, если, конечно, это не приносит незаслуженные преимущества обособившейся стране. (В случае с Данией, ущерб нанесенный самоизоляцией настолько очевиден, что даже датчане должны будут, в конечном счете, признать это и использовать имеющуюся возможность вернуться в покинутые ими ряды).
Только сами ирландцы в состоянии решить сейчас, может ли компромиссный вариант подобный датскому быть найден и для Ирландии. Однако найти решение на этот раз может оказаться сложнее, чем раньше, поскольку Договор в Ницце содержит специальные положения относительно перераспределения числа голосов и разделения власти между различными ведомствами ЕС. Сложно назвать и точную причину голосования «ПРОТИВ» расширения ЕС в Ирландии.
Кампания против расширения ЕС явила собой причудливое чисто ирландское сочетание пацифизма, религии, социализма, а также некоторого рода эксцентричности, свойственной исключительно этому прекрасному изумрудно-зеленому острову. Более того, учитывая слабую активность населения при голосовании, можно предположить, что большинство людей могли бы проголосовать «ЗА», если бы политические лидеры побудили их прийти на участки голосования.
Теперь же ирландский народ во главе со своим правительством должен определить условия, на которых Ирландия может позволить осуществлять расширение Европы согласно Договору в Ницце без дальнейших помех. Альтернатива в данном случае будет та же, что и восемь лет назад у датчан при повторном референдуме по Маастрихтскому Договору: если в результате повторного голосования опять получится «ПРОТИВ», стране придется искать путь выхода из ЕС для того, чтобы не стать камнем преткновения для более широкого видения европейской интеграции.
Ирландцы лучше чем кто-либо другой должны понимать значение Евросоюза в деле способствования переходу бедных и относительно изолированных стран на уровень современных, богатых государств. Ибо такая помощь – это именно то, что получили ирландцы от ЕС; и именно того, чего другие страны, будучи гораздо беднее, чем Ирландия 25 лет назад, с нетерпением ждут в настоящий момент. Многие люди в Польше, странах Балтии, Венгрии, Чешской Республике, Словакии и Словении должно быть удивляются, почему ирландские избиратели вдруг захотели отказаться протянуть им руку помощи, которая когда-то была протянута самой Ирландии.
В ожидании пока политические лидеры Ирландии найдут выход из созданной их же руками нелегкой ситуации, остальным главам европейских государств стоит задуматься над тем, как повели бы себя избиратели во время аналогичного референдума в других странах ЕС, т.е. что произошло бы, если бы и другие политики оказались настолько легкомысленными, чтобы дать возможность референдумам подорвать позиции репрезентативной демократии. Согласно социологическим опросам только в Швеции и Дании расширение Европейского Союза поддерживается большинством избирателей. И различие во мнениях по данному вопросу между политиками и простыми гражданами продолжает усугубляться, что, однако, не означает, что идея расширения не получит дальнейшего развития. Скорее это является свидетельством необходимости более активных действий, направленных на популяризацию идей интеграции среди населения Европы.
Не может быть, чтобы меньше чем за десять лет европейцы смогли забыть о том, каково было жить в разделенной Европе. И сегодня все еще существует поистине историческая возможность залечить раны от горячих и холодных войн, господствовавших в прошлом столетии. Но эта возможность может быть надолго утеряна, если уже сегодня европейские лидеры не смогут доказать свою способность управлять.
https://prosyn.org/zzCUVirru