Не успело правительство США завершить свое антитрестовское дело компании Microsoft, как Европейский Союз начинает собственное расследование, касающееся этого гиганта в области компьютерного программного обеспечения. Неужто грядет еще одна трансатлантическая битва за выполнение конкурентной политики? Марио Монти, член Европейской комиссии по конкуренции, утверждает, что единственный способ двигаться вперед – это прийти к сотрудничеству в области конкуренции.
Большие объединения – от Boeing и McDonnell Douglas до General Electric и Honeywell – и антитрестовские дела – такие, например, как дело компании Microsoft, фармацевтических фирм, «объединивших в картель» рынок витаминов, или недавние наложения штрафов на SAS и Maersk Air – все больше и больше привлекают внимание общественности. Это интересно для всего мира, поскольку решения, принятые местными органами, занимающимися вопросами конкуренции, часто могут ощутимо повлиять на другие страны.
Конкурентная политика стала проводиться более жестко по двум основным причинам. Во-первых, это эпоха глобализованного рынка и бизнес-стратегий, которые стали теперь международными как никогда. Когда оборот международной монополии превышает валовой внутренний продукт стран среднего размера, решения корпорации могут иметь сильное воздействие на повседневную жизнь сотен тысяч рабочих и миллионов потребителей по всему миру.
Более широкий интерес к конкурентной политике объясняется, без сомнения, еще и тем, что возродилось осознание того, что эта политика представляет собой один из самых лучших имеющихся на сегодняшний день инструментов для контроля злоупотреблений экономической властью со стороны влиятельных промышленных/деловых кругов. Только при помощи конкурентной политики можно защитить интересы потребителей и граждан вообще.
Но поскольку местные органы, занимающиеся вопросами конкуренции, повсеместно реагируют на глобальный характер современного бизнеса, они сталкиваются с основной проблемой: экстерриториальным характером некоторых своих постановлений. Сегодня местные органы, занимающиеся вопросами конкуренции, могут, к примеру, налагать условия на слияние компаний, которые постоянно находятся и ведут большую часть своего бизнеса за пределами юрисдикции этих органов. Такая практика может вызвать возмущение со стороны той страны, где ведется этот бизнес. Этот аспект внедрения конкурентной политики выдвигает на первый план необходимость обеспечения максимальной конвергенции между системами правоприменения в области конкуренции по всему миру.
Здесь одним из важных ответов политики было бы создание сетей, инструментов сотрудничества и средств координирования политики между местными органами, занимающимися вопросами конкуренции, так чтобы убедиться, что международные рынки поддерживают конкуренцию. Только такое сотрудничество может гарантировать, что процесс глобализации останется экономически эффективным и социально приемлемым. На самом деле, конкурентная политика – и особенно международное сотрудничество в области конкуренции – может сыграть ключевую роль, если потребуется приглушить возмущение против глобализации и отрицательную реакцию сторонников протекционизма.
Я полагаю, что современная система мониторинга и внедрения международной конкурентной политики может быть улучшена тремя дополняющими и поддерживающими друг друга способами:
• Следует усилить двустороннее сотрудничество. Евросоюз заключил двусторонние соглашения о сотрудничестве с США и Канадой, а заключение такого соглашения с Японией находится на заключительной стадии. С другими регионами сотрудничество обеспечивается в рамках более широких торговых соглашений, таких как Союз потребителей с участием Турции или Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. США заключили еще больше двусторонних соглашений по сотрудничеству.
Желательность взаимодействия отражается также в необязательных «Рекомендациях организации экономического сотрудничества и развития по антитрестовским вопросам» и в борьбе с картелями, которую поддерживает большинство членов этой организации. Накопленный более чем за десятилетие опыт продемонстрировал, что существенные выгоды достигаются путем двустороннего сотрудничества в деле усиления соответствующих правил конкуренции. И на самом деле, зачастую получается более выгодно сотрудничать, чем претворять в жизнь одностороннюю экстерриториальную юрисдикцию. Двустороннее сотрудничество позволило достичь многого, и будет справедливым отметить, что в нашем распоряжении на данный момент имеется эффективный арсенал инструментов сотрудничества.
• Второе, мы работаем совместно с рядом других органов, занимающихся вопросами конкуренции, для того чтобы создать всемирную сеть. Это должно быть общее место встречи, где организации, занимающиеся развитием и осуществлением конкурентной политики по всему миру, могли бы встречаться и обмениваться точками зрения и опытом в отношении политики и практики правоприменения в области конкуренции.
Такая сеть должна быть открыта во всех странах, в которых имеется режим правоприменения в области конкуренции, т.е., основные рамочные законы по конкуренции, возможности правоприменения в области конкуренции путем использования административных и/или правовых рычагов, и документально подтвержденные случаи проведения такой политики правоприменения. Следует способствовать присоединению к этому процессу развивающихся стран, создающих сейчас режимы обеспечения конкуренции и институциональные возможности для их правоприменения. В этот процесс должны быть также вовлечены и негосударственные органы, такие как юристы, руководители бизнеса и представители потребителей, а также ученые, занимающиеся антитрестовскими проблемами, и другие эксперты.
Члены сети должны стремиться максимизировать конвергенцию и согласие как по существу и экономическим аспектам конкурентной политики, так и по выбору приоритетов для обеспечения ее выполнения. Согласие должно быть достигнуто в результате общего понимания наилучшего подхода к решению проблем. Этот проект должен способствовать воспитанию общепринятой всемирной «культуры конкуренции» и таким образом поощрять как экономически развитые, так и развивающиеся страны к введению и обеспечению выполнения разумной конкурентной политики. Я очень доволен тем, что такая инициатива была выдвинута в конце октября под названием Международная сеть по обеспечению конкуренции (ICM).
• И, наконец, должны состояться переговоры в рамках ВТО по заключению многостороннего соглашения по торговле и конкуренции, на участие в которых могли бы быть приглашены страны, вступающие на путь экономического развития, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. До сих пор интерес ВТО к конкуренции главным образом заключался в реагировании на специфические вопросы, а не на широкомасштабное участие в решении этой проблемы. Мы должны обеспечить ряд общих гарантий (прозрачность, отсутствие дискриминации и т.д.) вместе с определенным минимумом реальных требований, главное из которых - это запрет злостных картелей.
Эти переговоры должны быть реалистичными и изначально должны фокусироваться на трех назревших проблемах: ключевые принципы внутренних законов и политики в отношении конкуренции, включая обязательства бороться с злостными картелями, основные способы сотрудничества и обеспечение возможности для развивающихся стран получать техническую помощь и помощь в развитии производственных мощностей, а также возможность применять правила гибким и прогрессивным образом. Комитет по конкурентной политике должен претворять в жизнь любые соглашения, заключенные в рамках ВТО.
Такая повестка дня переговоров по сотрудничеству отражает растущее согласие всего мира по основным положениям активной международной политики в отношении конкуренции. Энергичное выполнение этих положений будет усиливать существующее согласие и расширит рамки соглашения на другие аспекты конкурентной политики.