stiglitz336_Justin SullivanGetty Image_bidentrumpdebate Justin Sullivan/Getty Images

И без дебатов ясно, кто лучше для экономики США

НЬЮ-ЙОРК – Чего-то явно не хватает в потоке комментариев после дебатов между президентом США Джо Байденом и Дональдом Трампом. Хотя суждения избирателей о личности кандидата и его персональных качествах важны, каждый должен помнить известное изречение: «Глупец, всё дело в экономике». В потоках откровенной лжи, которую извергал Трамп в течение этих дебатов, наиболее опасные ложные утверждения касались экономических достижений – его собственных и Байдена.

Оценка управления экономикой тем или иным президентом всегда сложная задача, потому что истоки многих тенденций лежат в решениях, принятых предшественниками. Бараку Обаме пришлось иметь дело с глубокой рецессией, потому что предыдущие администрации занимались финансовыми дерегулированием и не смогли предотвратить кризис, разразившийся осенью 2008 года. В дальнейшем, когда республиканцы в Конгрессе связали руки администрации Обамы и призвали её «затянуть пояс», страна оказалась лишена бюджетной политики, которая могла бы быстрее вытащить экономику из «Великой рецессии». Когда же, наконец, экономика начала восстанавливаться, Обама уже готовился уйти, а Трамп – вступить в должность.

Последовавший затем рост экономики Трамп, не колеблясь, приписывает себе в заслуги. Но хотя он и конгрессмены-республиканцы снижали налоги для корпораций и миллиардеров, обещанный ими бурный рост инвестиций так и не случился. Вместо этого поднялась волна обратных выкупов акций, сумма которых, как ожидается, в следующем году превысит $1 трлн.

Хотя нельзя винить Трампа в пандемии Covid-19, он, несомненно, несёт ответственность за неадекватные действия властей, из-за которых смертность в Америке оказалось намного выше, чем в других развитых странах. Хотя этот вирус в основном уносил жизни пожилых людей, он также сократил и рабочую силу. Эти потери способствовали дефициту рабочей силы и инфляции, которые достались Байдену в наследство.

Экономические достижения самого Байдена впечатляют. Сразу после вступления в должность он добился принятия «Плана спасения Америки», благодаря которому восстановление страны после пандемии оказалось более уверенным, чем в любой другой развитой стране. Затем при поддержке обеих ведущих партий был принят закон об инфраструктуре, выделивший финансирование на процесс восстановление ключевых элементов экономики США после их полувекового игнорирования.

Через год Байден подписал закон «О чипах и науке» 2022 года, открывший новую эру промышленной политики, которая обеспечит будущую устойчивость и конкурентоспособность американской экономики (огромный контраст с той слабостью, которая была характерна для предыдущей неолиберальной эпохи). А благодаря закону «О снижении инфляции» 2022 года США, наконец-то, присоединились к международному сообществу для борьбы с изменением климата и для инвестиций в технологии будущего.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Помимо обеспечения экономической страховки от навязчивого и постоянно мутирующего вируса, «План спасения Америки» помог сократить уровень детской бедности почти вдвое в течение всего одного года. Впрочем, на этот план возлагают вину (в том числе некоторые демократы) за последовавшую затем инфляции.

Подобные обвинения просто не выдерживают критики. «План спасения Америки» не создал никакого избыточного совокупного спроса – по крайней мере, не в таких масштабах, чтобы это могло объяснить столь высокий уровень инфляции. Основная вина лежит на сбоях в поставках, вызванных пандемией и войнами, а также на изменениях в спросе. В той степени, в какой Байден мог бороться с этими проблемами, он это делал: он открыл Стратегический нефтяной запас для устранения дефицита нефти и работал над устранением узких мест в американских портах.

Впрочем, для нынешних выборов гораздо актуальней другой вопрос: что ждет нас в будущем. Тщательное экономическое моделирование показывает, что предложения Трампа приведут к росту инфляции (несмотря на снижение темпов роста экономики) и к усилению неравенства.

Начать с того, что Трамп собирается повысить пошлины, а издержки этого решения в основном лягут на плечи американских потребителей. Трамп считает, вопреки азам экономической науки, что Китай просто снизит свои цены для компенсации пошлин. Однако если он так сделает, не удастся спасти ни одно рабочее место в США (да, логическая последовательность никогда не была сильной стороной Трампа).

Кроме того, Трамп будет ограничивать иммиграцию, что приведёт к ужесточению ситуации на рынке труда и повышению риска дефицита рабочей силы в ряде отраслей. И он будет увеличивать дефицит бюджета, что может побудить встревоженный Федеральный резерв США поднять процентные ставки. Это вызовет сокращение инвестиций в жильё и дальнейшее повышение арендной платы и стоимости жилья (одна из главных причин нынешней инфляции). Помимо замедления роста экономики в результате сокращения инвестиций, повышение процентных ставок толкнёт вверх обменный курс, снизив конкурентоспособность американского экспорта. Экспорт из США пострадает также из-за роста стоимости комплектующих после повышения пошлин и вызванных этим повышением ответных мер возмездия.

Мы уже знаем, что снижение корпоративных налогов в 2017 году никак не стимулировало рост инвестиций, а почти все выгоды этого решения достались наиболее богатым людям, а также иностранцам (которые владеют крупными долями в американских корпорациях). Результат нового снижения налогов, которое обещает Трамп, вряд ли окажется чем-то лучше, однако можно не сомневаться, что оно приведёт к росту неравенства и бюджетного дефицита.

Да, есть значительные сложности при моделировании всех этих последствий. Не до конца ясно, как быстро и решительно Федеральный резерв отреагирует на рост инфляции из-за новых пошлин, однако экономисты ФРС явно увидят надвигающуюся проблему. Не решат ли они пресечь её в зародыше, подняв процентные ставки заранее? И не нарушит ли тогда Трамп институциональные нормы, попытавшись уволить председателя ФРС? Как рынки (здесь и за рубежом) отреагируют на эту новую эру неопределённости и хаоса?

Долгосрочный прогноз более понятен – и он хуже. Во многом Америка обязана своими экономическими успехами в последние годы технологическим достижениям, а они опираются на солидный научный фундамент. Однако Трамп собирается продолжать нападки на наши университеты и требует масштабного сокращения расходов на научные исследования и разработки. Единственная причина, по которой ему не удалось добиться этих сокращений во время предыдущего срока, заключается в том, что он не имел тогда абсолютно полного контроля над своей партией. Сейчас он у него есть.

Хотя население США стареет, Трамп будет закрывать глаза на сокращение рабочей силы из-за ограничения иммиграции. И в то время, как экономисты подчеркивают важность принципов верховенства закона для экономического роста, Трамп, осужденный судом преступник, не особенно известен своей приверженностью этим принципам.

Иными словами, для ответа на вопрос, кто лучше для экономики – Трамп или Байден (или любой другой демократ, который может заменить Байдена, если тот выйдет из гонки), никакие дебаты не нужны.

https://prosyn.org/KGMmX3uru