geli1_Fahroni_GettyImages_antibiotics Fahroni/Getty Images

Тихая пандемия устойчивости к антибиотикам

ВАШИНГТОН, округ Колумбия/УППСАЛА – Когда Всемирная организация здравоохранения провела в прошлом году Всемирную неделю осведомленности об антимикробных препаратах, она расширила направленность кампании с антибиотиков на все противомикробные препараты, включая противовирусные, противогрибковые и противопротозойные препараты. ВОЗ заявила, что определение ответных мер на антибиотикорезистентность (АБР) в рамках более широкой повестки дня по устойчивости к противомикробным препаратам (УПП), включая ВИЧ и малярию, “будет способствовать программной синергии и эффективности, и стимулировать действия по борьбе с лекарственно-устойчивыми инфекциями на страновом уровне”. Но, несмотря на то, что между АБР и УПП есть много общего, существуют также ключевые различия, которые оправдывают уделение особого внимания антибиотикам.

АБР представляет собой медленно растущую пандемию, отчасти вызванную относительно слабой политической поддержкой по реализации национальных планов действий, которые включают создание хорошо обеспеченных ресурсами систем эпиднадзора. В результате, отсутствие конкретных данных по резистентности в области здоровья и экономического бремени создало препятствие на пути политических действий.

Хотя совокупные данные по глобальному бремени УПП существуют – согласно наиболее цитируемым данным из независимого обзора УПП за 2014-2016, проведенного в Соединенном Королевстве под председательством экономиста Джима О'Нила, ежегодное число жертв составляет порядка 700000 – они недостаточно отражают проблему AБР из-за ограниченного круга охватываемых бактерий. Фактически, по оценкам, одна только AБР ежегодно уносит более 750 000 жизней, причем наибольшие потери, вероятнее всего, среди детей в беднейших странах. В недавнем глобальном опросе, 79% врачей, лечащих новорожденных, сообщили, что за последние пять лет увеличилась тенденция инфекций с множественной лекарственной резистентностью, тогда как 54% назвали AБР основной причиной неэффективности лечения неонатального сепсиса, инфекции крови, поражающей новорожденных.

В прошлом, проблема лекарственной устойчивости обычно решалась путем исследования и разработки новых антибиотиков. Но хотя НИОКР является важным элементом ответа AБР, с научной точки зрения это сложно и дорого. По сути, началась гонка вооружений между разработкой лекарств и устойчивостью. Поскольку в стадии разработки находятся несколько новых антибиотиков, нам необходимы стимулы, чтобы подтолкнуть НИОКР, в то же время, отделяя прибыльность инвестиций от объемов продаж, с тем чтобы замедлить развитие резистентности.

В то же время, новые лекарства, поступающие на рынок должны быть доступными и недорогими для всех, кто в них нуждается. Дополнительные медианные общие расходы на резистентность, вызванные переходом на терапию препаратами второй линии, могут быть значительными, составляя 700 долларов за инфекцию. В нестабильных государствах, где общие расходы на здравоохранение за счет собственных средств пациентов составляют 55%, это может иметь катастрофические последствия, включая рост заболеваемости и смертности, а также долгосрочное обнищание.

Необходимо количественно оценить медицинские и экономические издержки AБР, с тем чтобы убедить правительства вмешаться и усилить стимулы для разработки антибиотиков. Это, в свою очередь, оправдает инвестиции и государственно-частные партнерства, необходимые для вывода на рынок новых лекарств.

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Project Syndicate is returning to Climate Week NYC with an even more expansive program. Join us live on September 22 as we welcome speakers from around the world at our studio in Manhattan to address critical dimensions of the climate debate.

Register Now

Тот факт, что AБР, похоже, выигрывает гонку вооружений, делает еще более важным сохранение существующих антибиотиков. Но универсального способа сделать это не существует. Например, во многих странах расширение доступа к лекарствам является обязательным условием для снижения излишней заболеваемости и смертности от бактериальных инфекций. Такие инициативы, как Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, частично решают проблему доступа к эффективным антиретровирусным, противотуберкулезным и противомалярийным препаратам.

Но, как говорится в отчете ВОЗ, “не существует аналогичного механизма финансирования или распределения для удовлетворения соответствующих потребностей в эффективных антибиотиках против широкого спектра распространенных бактериальных инфекций в развивающихся странах”. В этом контексте, недавно созданный Многосторонний партнерский целевой фонд является важным шагом в правильном направлении. Хотя финансовые возможности фонда по-прежнему скромны, он будет поддерживать страны в реализации национальных планов действий по борьбе с угрозой УПП, включая AБР.

Сбалансировать необходимость сохранения эффективности антибиотиков при одновременном расширении доступа к ним непросто, поскольку более широкое использование неизбежно приведет к увеличению AБР. Проблема усугубляется во многих беднейших странах, где гражданские конфликты, плохая гигиена и питание, а также неустойчивое водоснабжение могут способствовать быстрому распространению устойчивых патогенов. Но в полной мере проблема остается скрытой из-за отсутствия национальных систем надзора за использованием антибиотиков и резистентностью. Подход систем здравоохранения имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы непредвиденные последствия контроля AБР не препятствовали справедливому и устойчивому доступу к жизненно важным лекарствам.

Африка недавно добилась важного прогресса в этой области. В сентябре прошлого года, главы государств и правительств Африканского союза одобрили общую позицию по борьбе с УПП. Кроме того, Африка лидирует в совместных усилиях по борьбе с COVID-19, включая внедрение передовых технологий, таких как цифровое наблюдение и секвенирование нового поколения. Они могут стать важным компонентом сети эпиднадзора за УПП африканских Центров по контролю и профилактике заболеваний, которая призвана объединить участников из секторов медицины и ветеринарии. Такие усилия особенно важны в африканском контексте, где ожидается, что многие страны с низким уровнем доходов и нестабильные страны будут нести на себе основную тяжесть негативных последствий УПП.

Растущая проблема АБР не признает национальных границ. По сути, это результат многочисленных системных сбоев, преодолеть которые могут только безотлагательные глобальные коллективные действия.

Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают официальную политику или позицию Всемирного банка.

https://prosyn.org/jlAHrNaru