dr3865c.jpg

Растущая мягкая сила Южной Кореи

КЕМБРИДЖ – Присутствие Южной Кореи на саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в прошлом месяце в Таиланде имело большое значение. Без лишнего шума Южная Корея сменила статус проблемного соседа Северной Кореи на  важную силу среднего уровня в глобальных вопросах. Южнокореец занимает пост генерального секретаря Организации Объединенных Наций; в следующем году в Сеуле пройдет саммит «Большой Двадцатки»; а сама страна только что заключила соглашение о свободной торговле с Европейским союзом.

Так было не всегда. Если географическое положение – это судьба, то Южной Корее достались плохие карты. Зажатая в регионе, где три гиганта - Китай, Япония и Россия – вечно противостоят друг другу, Корее было сложно развивать нормальную «твердую» военную власть, достаточную для своей защиты. В самом деле, в начале двадцатого столетия эти усилия потерпели неудачу, и Корея стала японской колонией.

После второй мировой войны, полуостров был разделен биполярной линией «холодной войны», потребовалось вмешательство американцев и ООН для предотвращения порабощения Южной Кореи в корейской войне. Позже, несмотря на свои внушительные ресурсы твердой силы, Южная Корея осознала, что союз с такой удаленной силой, как Соединенные Штаты, играет роль, своего рода, страховки в делах с опасными соседями.

В недавнем обзоре стран «Большой Двадцатки», опубликованном в газете «Чосун Илбо», фонд «Хансун» поставил Южную Корею на 13-е место среди наиболее влиятельных мировых стран. Она также заняла 9-е место в списке стран с ресурсами твердой силы, но в вопросах мягкой силы показала заметно худшие результаты. Говоря словами самой газеты: «Современные фабрики, высокотехнологичное оружие, развитая информационная инфраструктура коммуникаций являются ключевыми компонентами, необходимыми стране для более сильной международной конкурентоспособности». Но чтобы эти компоненты «твердой силы» стали настоящими двигателями роста и процветания страны, необходима поддержка со стороны более сложной и очень эффективной «мягкой силы».

У Южной Кореи имеется внушительный потенциал мягкой силы. Корейцы иногда сравнивают свою 50 миллионную страну с соседями вроде Китая или супердержавами, вроде США, и делают вывод, что они не могут конкурировать с такими гигантами. Может быть, это и верно в отношении твердой военной силы, но определенно не верно в отношении ресурсов мягкой силы.

Многие страны, по размеру меньшие, чем Южная Корея, обладают огромной мягкой силой. Политическое влияние стран, вроде Канады, Нидерландов и скандинавских государств, имеет больший вес, чем их военное и экономическое влияние, вследствие смешения привлекательных побуждающих стимулов, вроде экономической помощи или поддержания мира, которые определяют их национальные интересы.

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Например, за последние десять лет Норвегия - страна с населением всего пять миллионов человек - взяла на себя инициативу лидера в мирных переговорах. Подобным образом Канада и Нидерланды усилили свою мягкую власть не только за счет своей политики в ООН, но и за счет помощи в развитии других стран. Такие законные политики с легкостью доступны и Южной Корее.

Кроме того, у Южной Кореи есть замечательная история в плане привлекательных ценностей. В 1960 году уровень экономического богатства страны был приблизительно таким же, как у Ганы - одной из наиболее богатых стран Африки, на тот момент недавно получивших независимость. Сегодня две эти страны отличаются друг от друга довольно сильно. За последующую половину столетия Южная Корея стала 11-ой по величине экономикой в мире, с доходом на душу населения, достигающим больше 15000 долларов США. Она присоединилось к ОЭСР и является важным членом «Большой Двадцатки». Страна стала домом всемирно известных марок и лидером в освоении Интернета и информационных технологий.

Еще более важным является тот факт, что Южная Корея также сумела развить демократическую политическую систему со свободными выборами и мирным переходом власти от одной политической партии к другой. В этой стране хорошо защищены права человека, так же, как и свобода слова. Южнокорейцы часто жалуются на беспорядок в их политической системе, а отчет Фонда «Хансум» присвоил Южной Корее 16-е место среди стран «Большой Двадцатки» в сфере эффективности законодательных действий, а также 17-е в вопросах политической стабильности и эффективности.

Согласно отчету, «низкие позиции не удивительны, учитывая традиционно сильные столкновения между правящими и оппозиционными партиями по определенным чувствительным вопросам, а также учитывая бесконечные скандалы со взяточничеством, в которых замешаны политики». Тем не менее, в то время как улучшение ситуации в этих областях, безусловно, усилило бы мягкую власть Южной Кореи, сам факт наличия открытого общества, способного привести к появлению и обсуждению такой критики, делает Южную Корею привлекательной.

Наконец, привлекательна и южнокорейская культура. Традиции корейского искусства, ремесел и кухни уже распространились по всему миру. Популярная корейская культура также вышла за рамки границ государства, особенно среди молодежи в соседних азиатских странах, в то время как довольно внушительный успех корейской диаспоры в США еще сильнее усилил привлекательность культуры и страны, из которой приехали эти люди. В самом деле, в конце 1990-ых годов наблюдалась «Халлю» или «корейская волна» - растущая популярность всего корейского: от моды и фильмов до музыки и кухни.

Словом, у Южной Кореи достаточно ресурсов для создания мягкой силы, не сдерживающей ее географических границ, которые препятствовали распространению твердой силы на протяжении всей истории страны. В результате Южная Корея начинает проектировать внешнюю политику, которая позволит ей играть более важную роль в международных институтах и сетях, необходимых для глобального управления.

https://prosyn.org/0hT0yA9ru