Французско-американские отношения: намечается потепление

С американским вторжением в Ирак в 2003 году французско-американские отношения достигли низшей точки. Администрация Буша считала, что Франция ее предала своей дипломатической тактикой в ООН, в то время как президент Франции Жак Ширак утвердился в своем недоверии к единственной сверхдержаве и в правильности своего призыва к многополярному миру. Сегодня, накануне президентских выборов во Франции,

опросы общественного мнения показывают: три четверти французских избирателей считают, что Франции следует дистанцироваться от США.

Несмотря на длительную историю союза, восходящего к временам Американской революции и пережившего две мировые войны, Франция всегда несколько двойственно относилась к США, и иракская война стала уже не первым моментом, когда спорная политика в области безопасности подорвала привлекательность Америки в глазах французов. Опросы показывают, что аналогичные реакции наблюдались после Суэцкого кризиса 1956 года, вьетнамской войны в конце 60-х – начале 70-х, а также размещения ракет средней дальности в Европе в начале 80-х годов.

Кроме того, Франция давно склонна к культурному антиамериканизму. Некоторые консерваторы недолюбливали грубый эгалитаризм американской культуры, в то время как некоторые представители левого крыла воспринимали веру Америки в рынки, как символ капиталистической эксплуатации рабочего класса. После второй мировой войны Франция на какое-то время запретила «Кока-колу», а не так давно фермер Жозе Бове стал народным героем, разрушив «Мак-Дональдс». Но французы, как и раньше, дружно идут и в «Мак-Дональдс», и в кино на американские фильмы, невзирая на то, что их импорт ограничен.

Хотя это двойственное отношение и не изменится, французско-американские отношения, вероятно, улучшатся, независимо от того, какой из трех ведущих кандидатов победит в последнем туре голосования 6 мая, отчасти благодаря уходу Ширака. Фактически эти отношения уже начали улучшаться, по мере понимания обеими сторонами того факта, что их публичный спор наносит ущерб их интересам. Уход кое-кого из наиболее ярых неоконсерваторов из администрации Буша в прошлом году также способствовал этому, а по мере роста противодействия иракской войне некоторые американцы начинают думать, что Франция все-таки, возможно, была не так уж неправа.

Из трех основных кандидатов, консерватор Николя Саркози высказывал самые проамериканские взгляды и даже ездил в Вашингтон, чтобы сфотографироваться с Бушем. Перед аудиторией в Вашингтоне он заявил о том, что антиамериканизм был элитарной забавой, не разделяемой основной массой французов. «Правда заключается в том, что французы слушают Мадонну, как в прошлом они обожали слушать Элвиса и Синатру»,– сказал Саркози. «И все французские родители мечтают о том, чтобы отдать своих детей в американский университет». По словам Саркози, «озлобленность прессы и части французской элиты против Соединенных Штатов отражает некоторую зависть к вашим блестящим успехам».

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Watch our Climate Week NYC 2024 event now to hear speakers from across the globe – including Mia Amor Mottley, Prime Minister of Barbados; Gabriel Boric, President of Chile; Jiwoh Abdulai, Minister of Environment and Climate Change of Sierra Leone; and Maisa Rojas Corradi, Minister of the Environment of Chile – discuss climate leadership, development finance, and more.

Watch Now

В ответ советник кандидата от социалистов Сеголен Руаяль обозвал Саркози «американским неоконсерватором с французским паспортом». Но, хотя Руаяль старательно успокаивала свой социалистический электорат, она в то же время говорила о необходимости рыночных реформ во французской экономике, а во внешней политике высказала некоторые взгляды по Ирану и Турции, которые ближе к взглядам американцев, чем даже убеждения Саркози. Центристский кандидат, бывший министр образования Франсуа Байру, в свою очередь, имеет родственников в США, и он призвал найти для политики Франции «третий путь», аналогичный путям, проложенным Биллом Клинтоном и Тони Блэром.

Кандидаты отличаются друг от друга и в прочих отношениях. Как Саркози, так и Руаяль апеллируют к национализму. Саркози хвастался, что в бытность свою министром внутренних дел выслал из страны десятки тысяч нелегальных иммигрантов, а в 2005 году он назвал мусульман, бунтовавших в пригородах, «отбросами». Осознавая угрозу ультранационализма, исходящую от Жана-Мари Ле Пена, ставшего вторым на президентских выборах 2002 года, Саркози сказал, что он хочет «говорить с теми, кто склоняется к ультраправым взглядам, потому что страдает». Хотя Руаяль критиковала Саркози, она также апеллировала к национализму, призывая «отвоевать символы нации» у правых. Только Байру осудил «зацикленность на национализме», характерную для кампании.

Но не следует придавать слишком большого значения этим различиям. Все три кандидата, как и Ширак, выступают против иракской войны, будут защищать сельское хозяйство Франции на переговорах по мировой торговле и способствовать ведущей роли Франции в Европе. Несмотря на то, что французские избиратели отвергли новую конституцию Евросоюза в 2005 году (отчасти в знак протеста против Ширака), все три кандидата понимают, что ЕС является важным средством усиления роли Франции в мировой политике. Вряд ли кто-нибудь из них может стать американской марионеткой.

Действительно, для французской политики это нехарактерно. Французские лидеры часто любят убедить всех, что сопротивляются американскому давлению, перед тем как пойти на компромисс и начать сотрудничество в духе взаимной выгоды. Поэтому трения с США неизбежны, но в итоге все обычно кончается плодотворным сотрудничеством. Несмотря на напряжение последних нескольких лет, Европа и Америка сотрудничали в Косово, Афганистане, Ливане и Иране, а также совместно боролись с «Аль-Каедой». Каким бы ни был исход выборов во Франции, французско-американские отношения, вероятно, останутся стабильными, и они вполне могут еще больше улучшиться после президентских выборов в США в 2008 году.

https://prosyn.org/PefvDQWru